Практико-ориентированное обучение
Практико-ориентированное обучение — это освоение студентами образовательной программы в условиях, максимально приближенным к реальной профессиональной деятельности, формирование у них необходимых компетенций с помощью выполнения реальных практических задач в учебное время.
Цель практико-ориентированного обучения - подготовка будущих специалистов к конкретной трудовой деятельности, основанной на использовании полученных ими практических умений и знаний из различных областей науки и практики.
Практическая подготовка студентов
Практическая подготовка является обязательной формой организации образовательной деятельности при освоении студентом образовательной программы СПО.
Практика – вид учебной деятельности, направленный на формирование и развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Виды практики: учебная практика, производственная практика.
Учебная практика – закрепление и углубление теоретических знаний, полученных студентами при изучении дисциплин, приобретение и развитие необходимых практических умений и навыков.
Производственная практика – углубление первоначального профессионального опыта, полученного студентом в ходе учебной практики, и дальнейшее формирование общих и профессиональных компетенций в рамках будущей профессии. Производственная практика включает в себя следующие этапы: практика по профилю специальности и преддипломная практика.
Во время прохождения производственной практики за студентом закрепляется наставник на производстве. Он помогает студенту ориентироваться в рабочем процессе, усвоить практические аспекты профессии, обучает навыкам, которые пригодятся в дальнейшей карьере.
Преддипломная практика – это завершающий этап обучения студентов по программе подготовки специалистов среднего звена, во время которого им предоставляется возможность продемонстрировать работодателю уровень владения профессиональными компетенциями и использовать полученные результаты в работе над дипломным проектом. Отличительная особенность этого вида практики – её тесная связь с будущей специализацией студента. Главная задача – применить накопленные знания на практике, получить профессиональный опыт и научиться решать реальные рабочие задачи.
Готовиться к преддипломной практике нужно основательно, и один из первых шагов — это выбор места практики. Оно должно соответствовать образовательным целям и профессиональным интересам студента. Таким образом, преддипломная практика играет ключевую роль в формировании профессионального пути молодого специалиста.
Организация практики
Учебная практика может проводиться в учебных, в учебно-производственных мастерских, лабораториях, учебных базах практики и иных структурных подразделениях образовательной организации либо в организациях в специально оборудованных помещениях на основе договоров между организацией, осуществляющей деятельность по образовательной программе соответствующего профиля (далее – организация), и ПОО. Учебная практика проводится мастерами производственного обучения и (или) преподавателями учебных дисциплин и междисциплинарных курсов профессионального цикла.
Производственная практика проводится в профильных организациях (предприятиях) на основе договоров, заключаемых между колледжем и предприятием. В период прохождения производственной практики студенты могут зачисляться на вакантные должности. Практика для студента может быть оплачиваемой и не оплачиваемой.
Студенты, совмещающие обучение с трудовой деятельностью, могут проходить учебную и производственную практики в организации по месту работы, в случаях, если осуществляемая ими профессиональная деятельность соответствует получаемой специальности/профессии.
При совмещении обучения с трудовой деятельностью возможно заключение договоров о дуальном обучении.
При прохождении практической подготовки предприятие издает приказ о приеме на практику студента, в котором указывают ее срок, а также закреплении за ним наставника.
Результаты прохождения практики предоставляются в колледж в форме аттестационного листа и учитываются при прохождении промежуточной и государственной итоговой аттестаций.
Практическая подготовка учитывает запросы работодателей и обеспечивает конкурентоспособность специалистов. В итоге выпускники получают знания, которые им понадобятся, а работодатели – готовые квалифицированные кадры.
Важно помнить, что практика – это обязательная часть образовательной программы, а в случае невыполнения студентом обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана образовательная организация вправе отчислить студента, руководствуясь п.2 ст.61 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Следовательно, студент, не прошедший практику, не допускается к государственной итоговой аттестации (не сможет получить диплом).
Организация дуального обучения
Дуальная система обучения — это вид обучения, при котором теоретические знания студент получает в образовательном учреждении, а практические навыки — в организации (предприятии) на рабочем месте.
Взаимосвязь предприятий и образовательных организаций была актуальна ещё в советское время, существовало шефство производственных предприятий над организациями в сфере образования, а также система наставничества на производстве, которая помогала молодым специалистам быстро адаптироваться.
Со временем подходы к подготовке рабочих кадров изменились, но с 2016 года в процессе реализации программы дуального обучения были разработаны требования к квалификации выпускников, усовершенствованы образовательные программы, обучены педагоги и разработаны необходимые документы.
В настоящее время, чтобы реализовать дуальные процессы обучения на практике, предприятие, которому нужны специалисты, заключает договор с образовательной организацией. Также заключается договор между студентом и работодателем и трёхсторонний договор между студентом, работодателем и образовательной организацией. В договорах прописываются обязанности всех сторон и финансовые условия.
Отбор студентов для заключения договора о дуальном обучении проходит во время прохождения производственной практики по ходатайству предприятия. Одним из критериев отбора является успешное обучение студента (успеваемость «хорошо» и «отлично») по итогам прохождения промежуточной аттестации. Приоритет дуального обучения заключается в том, чтобы выпускник обладал всеми необходимыми общими и профессиональными компетенциями для качественной и успешной работы.
Организация целевого обучения
Целевое обучение — это получение среднего профессионального образования по договору с заказчиком.
Заказчик обязуется трудоустроить выпускника, а в ходе прохождения обучения платит стипендию или как-то иначе поощряет студента — например, возмещает расходы на транспорт, общежитие или дополнительные курсы. Студент должен освоить указанную в договоре образовательную программу и после выпуска не менее 3 лет трудиться в интересах заказчика.
В ГПОУ ТО «ДПК» целевое обучение осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 14 апреля 2024 года № 124-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2024 г. N 555 «О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования».
Ключевой особенностью является необходимость размещения Заказчиком целевого обучения на Единой цифровой платформе «Работа в России» предложения о заключении договоров о целевом обучении граждан. Для студентов среднего профессионального образования в сроки, самостоятельно определяемые Заказчиками.
Заключение целевого договора об обучении позволяет соблюсти баланс взаимной ответственности каждой стороны договора, а также гарантировать рабочие места для граждан.
Методические рекомендации родителям (законным представителям) по безопасности поведения детей в каникулярный период
Уважаемые родители!
С началом летних каникул у ваших детей увеличивается количество свободного времени, которое они часто проводят без должного контроля со стороны взрослых, что может привести к угрозе жизни и здоровья, совершению правонарушений.
Чтобы подростки хорошо отдохнули, поправили здоровье, не совершили противоправных действий, родителям (законным представителям) рекомендуется:
- провести с детьми индивидуальные беседы, объяснив важные правила, соблюдение которых поможет сохранить жизнь;
- решить проблему свободного времени ребенка: помните, что в ночное время (с 23:00 до 6:00 часов в летнее время) подросткам до 16 лет законодательно запрещено появляться на улице без сопровождения взрослых;
- постоянно быть в курсе, где и с кем ваш ребенок, контролируйте место его пребывания;
- убедить детей, что вне зависимости от того, что произошло, вы должны знать о происшествии; объяснить, что некоторые факты никогда нельзя скрывать, даже если они обещали хранить их в секрете;
- объяснить, что нужно купаться только в отведенных для купания местах;
- не забывать, что детям, не достигшим 14 лет, запрещено управлять велосипедом на автомагистралях и приравненных к ним дорогам, а детям, не достигшим 16 лет, скутером (мопедом);
- обратить внимание на возможные случаи возникновения пожаров из-за неосторожного обращения с огнем: непотушенные костры; не затушенные окурки, поджог травы;
- регулярно напоминать детям о правилах поведения.
Сохранение жизни и здоровья подростков – главная обязанность взрослых.
Сделайте все, чтобы каникулы ваших детей прошли благополучно, отдых не был омрачен!
ПОМНИТЕ! Ответственность за жизнь и безопасность детей во время летних каникул несут родители!
Запомните!
Во избежание несчастных случаев мы должны принять все необходимые усилия, чтобы сохранить жизнь и здоровье наших детей.
Обязательно расскажите ребенку о телефонах экстренных служб, позвонив по которым он, попав в сложную ситуацию, будет сориентирован специалистом службы спасения о дальнейших правильных действиях.
Несовершеннолетние, не достигшие 16-летнего возраста, не могут находиться в общественных местах без сопровождения взрослых с 23.00 до 6.00 часов. В противном случае подросток будет доставлен в отдел полиции, откуда родители смогут забрать его под расписку, при этом они будут привлечены к административной ответственности. На родителей может быть наложен штраф. В качестве профилактической меры подростка, систематически появляющегося в ночное время без присмотра родителей, поставят на контроль сотрудников ПДН.
Все эти меры предусмотрены для того, чтобы обезопасить подростков. Не все родители относятся к «комендантскому часу» с пониманием, начинают уверять, что ничего плохого с ребенком не случится. Однако статистика свидетельствует об обратном: кража денег, мобильных телефон, нанесение побоев, ДТП, отравление алкоголем – это лишь часть из того перечня, что может случиться с подростком в ночное время суток, оставшегося на улице. Дети входят в особую зону риска, не способную постоять за себя.
Именно родители должны планировать, чем занять ребенка летом. Бесконтрольность детей во время каникул и безответственное отношение родителей к своим обязанностям приводят и к жертвам на дорогах. Призываем родителей не покупать детям мопеды и скутеры до тех пор, пока у них не будет навыков вождения и водительского удостоверения, без которого выезд на проезжую часть запрещен.
Памятка для родителей о безопасности детей в каникулярный период
- Формируйте у подростков навыки обеспечения личной безопасности.
- Проведите с ними индивидуальные беседы, объяснив важные правила, соблюдение которых поможет сохранить жизнь и здоровье.
- Решите проблему свободного времени подростков.
- Постоянно будьте в курсе, где и с кем ваш ребенок, контролируйте его место пребывания.
- Не разрешайте разговаривать с незнакомыми людьми.
- Объясните подростку, что он имеет полное право сказать «нет» всегда и кому угодно, если этот «кто-то» пытается причинить ему вред.
- Объясните подростку, что ни при каких обстоятельствах нельзя садиться в машину с незнакомыми людьми.
- Убедите подростка, что вне зависимости от того, что произошло, вы должны знать о происшествии, ни в коем случае не сердитесь, всегда примите его сторону. Объясните, что некоторые факты никогда нельзя держать в тайне, даже если они обещали хранить их в секрете.
- Обязательно объясните подростку, что они не должны купаться в одиночку, а также нырять в незнакомом месте.
- Чтобы не стать жертвой или виновником дорожно-транспортного происшествия, научите их быть предельно внимательными на дороге и в общественном транспорте.
- Объясните подростку, что он должен проявлять осторожность и соблюдать все требования безопасности, находясь на спортивных площадках.
- Обратите внимание подростков на наиболее распространенные случаи пожаров из-за неосторожного обращения с огнем: непотушенные угли, шлак, зола, костры; не затушенные окурки, спички; сжигание мусора на опушках леса; поджог травы, короткое замыкание, эксплуатация электротехнических устройств, бытовых приборов, печей.
Помните! Поздним вечером и ночью (с 23:00 до 6:00 часов в летний период) детям и подросткам законодательно запрещено появляться на улице без сопровождения взрослых.
Очень важно для взрослых – самим правильно вести себя во всех ситуациях, демонстрируя безопасный образ жизни.
Методические рекомендации Центра охраны здоровья
Сейчас от всего, что происходит в мире, даже взрослому легко чувствовать себя подавленным. Одна из главных причин – распространение коронавирусной инфекции. Ваши дети могут испытывать беспокойство и не понимать, что вообще делается в мире, тем более, когда они постоянно видят пугающую информацию в интернете или по телевизору. Именно вы, их родители, должны быть для них опорой, успокоить и сделать так, чтобы ваш ребенок не волновался. Мы, сотрудники Центра охраны здоровья, подготовили для вас рекомендации, которые подскажут, как помочь детям в этот непростой для всех нас период.
Методические рекомендации родителям во время коронавируса
Родителям рекомендуется поддерживать (насколько это возможно) ритм жизни. Вовлекайте детей в домашние дела, посвятите больше времени домашнему обучению. Поощряйте детей связываться по телефону или в социальных сетях со своими сверстниками, но время, проведенное в интернете, все равно контролируйте. Во время стресса ребенок стремится к общению с родителями – не отталкивайте его, поговорите, найдите решение облегчить его беспокойство. В доступной форме объясняйте детям, что именно происходит в мире, расскажите, как снизить риск заражения коронавирусом. На все вопросы отвечайте позитивно – ребенок будет перенимать отношение к пандемии от своих родителей, поэтому если родители в панике, у ребенка она тоже проявится. Окружите ребенка заботой и любовью – карантин, как бы прискорбно это не звучало, открывает вечно занятым родителям отличные перспективы провести больше времени с детьми. Отметим, что новый вирус до конца не изучен, от него нет лекарства и вакцины, поэтому меры профилактики - это пока единственное, что вы можете предпринять для предотвращения распространения заболевания.
Что делать, если в семье кто-то заболел коронавирусной инфекцией?
- При появлении первых признаков заболевания необходимо вызвать врача,
- Выделить больному отдельную комнату, если это невозможно, соблюдайте расстояние не менее 1 метра от больного,
- Ограничить до минимума контакт между больным и близкими, особенно детьми, пожилыми людьми и лицами, страдающими хроническими заболеваниями,
- Часто проветривайте помещение,
- Сохранять чистоту, как можно чаще мыть и дезинфицировать поверхности бытовыми моющими средствами,
- Часто мыть руки с мылом,
- Ухаживая за больным, прикрывайте рот и нос маской,
- Ухаживать за больным должен только один из членов семьи.
Основные меры профилактики коронавирусной инфекции
- Мыть руки. Такая вроде бы простая и элементарная процедура на настоящий момент считается самой эффективной профилактикой COVID-19. Руки надо мыть как можно чаще, причем делать это нужно в течение 20-40 секунд. Если моете руки в общественном месте, кран после мытья рук следует закрыть одноразовым полотенцем, которым вы вытерли руки. Рекомендуется использовать жидкое мыло, так как на твердом мыле могут остаться микроорганизмы и использовать антисептики.
- Медицинские маски – средства защиты «барьерного» типа. Функция маски - задержать капли влаги, которые образуются при кашле, чихании и в которых могут быть вирусы – возбудители ОРВИ и других респираторных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем. Прежде всего, маски предназначены для тех, кто уже заболел: маска удерживает на себе большую часть слюны кашляющего или чихающего человека. Таким образом, в воздух попадает значительно меньше вирусных частиц и опасность инфицирования для окружающих снижается. Кроме того, маску должны носить люди, оказывающие медицинскую помощь заболевшим и осуществляющие уход за ними. Здоровые люди могут использовать маску при посещении публичных мест, общественного транспорта. Менять маску нужно каждые 2 – 4часа, повторно использовать ее нельзя.
- Избегать близких контактов, оставаться на самоизоляции.
Запретить детям до 18 лет находиться на улице без сопровождения родителей (законных представителей).
Специалисты советуют держаться от других людей на расстоянии не менее 1 метра.
- Проветривание помещения. Приток свежего воздуха снижает вирусную нагрузку.
- Соблюдайте режим дня, включая полноценный сон, потребление пищевых продуктов богатых белками, витаминами и минеральными веществами, физическую активность.
Методические рекомендации для образовательных организаций по информированию родителей о рисках, связанных с детской смертностью
В период летнего отдыха у детей и подростков значительно увеличивается объем свободного времени. При нахождении несовершеннолетних без присмотра взрослых резко возрастают риски несчастных случаев, приводящих к травмам, увечьям, и даже детской смертности от внешних причин.
В целях профилактики несчастных случаев и детской смертности от внешних причин в образовательных организациях проводится информирование родителей о рисках, связанных с детской смертностью, их причинах, типах и способах предупреждения.
Методические рекомендации рассматривают различные аспекты организации и проведения комплекса мероприятий для образовательных организаций по информированию родителей о рисках, связанных с детской смертностью, и могут быть использованы для организации работы с родителями и детьми.
Памятка для взрослых по профилактике выпадения детей из окон
Чтобы избежать несчастного случая, связанного с выпадением ребёнка из окна, необходимо придерживаться следующих правил:
- Открывая окна в квартире и проветривая помещение, убедитесь, что ребёнок при этом находится под присмотром.
- Во время проветривания открывайте фрамуги и форточки. Если Вы все же открываете окно, то не открывайте его больше чем на 10 см, для этой цели поставьте ограничители.
- Если у вас нет возможности прямо сейчас установить ограничители, вы легко можете просто открутить отвёрткой болты, крепящие рукоятки, и убрать их повыше, использовать рукоятки по мере необходимости, сразу вынимая после использования.
- Если вы устанавливаете решётку на весь размер окна, должен быть способ быстро открыть её в случае пожара! При любом типе решёток просвет между прутьями не должен быть более половины поперечного размера головы ребёнка (не более 10 см), чтобы он не смог просунуть голову между прутьями.
- Не разрешайте ребёнку выходить на балкон без сопровождения взрослых.
- Не позволяйте детям прыгать на кровати или другой мебели, расположенной вблизи окон.
- Никогда не оставляйте спящего ребёнка одного в квартире.
- Отодвиньте всю мебель, включая кровати, от окон. Это поможет предотвратить случайное попадание ребёнка на подоконник.
- Не показывайте ребёнку, как открывается окно. Чем позднее он научится открывать окно самостоятельно, тем более безопасным будет его пребывание в квартире.
- Если вы что-то показываете ребёнку из окна – всегда крепко фиксируйте его, будьте готовы к резким движениям малыша, не держите ребёнка за одежду.
- Не учите ребёнка подставлять под ноги стул или иное приспособление, чтобы выглянуть в окно или заглянуть на улицу с балкона. Впоследствии, действуя подобным образом, он может слишком сильно высунуться наружу и выпасть из окна (с балкона).
- Большую опасность представляют москитные сетки: ребёнок видит некое препятствие впереди, уверенно опирается на него, и может выпасть вместе с сеткой, которая не рассчитана на вес даже самого крохотного малыша. Запомните, москитные сетки не предназначены для защиты от падений!
- Тщательно подбирайте аксессуары на окна для детской комнаты. Средства солнцезащиты, такие как жалюзи и рулонные шторы, должные быть без свисающих шнуров и цепочек. Ребёнок может в них запутаться.
- Если ребёнок 5-7 лет боится оставаться в квартире один, не оставляйте его даже на короткое время. Зачастую, чувствуя страх, дети выглядывают в окно или с балкона, надеясь увидеть родителей, что может повлечь их выпадение.
- Учите детей безопасному поведению.
Берегите своих детей!
Рекомендации по предупреждению несчастных случаев
Для предупреждения несчастных случаев необходимо помнить о причинах, приводящих к ним, а также действиях, обеспечивающих их предупреждение, предотвращение.
Ожоги
Ожоги могут быть вызваны соприкосновением с горячими поверхностями, горючими веществами, при нахождении вблизи открытого огня, а также в результате длительного пребывания на солнце (такие ожоги могут сопровождаться солнечным или тепловым ударом).
Для предупреждения ожогов
- ограничьте доступ детей к открытому огню, явлениям и веществам, которые могут вызвать ожоги;
- запретите детям разводить костры и находиться вблизи открытого огня без присмотра взрослых.
Для профилактики солнечных ожогов и ударов необходимо:
- защищать в солнечную жаркую погоду голову светлым (светлое лучше отражает солнечный свет), легким, легко проветриваемым головным убором желательно из натурального хлопка, льна;
- защищать глаза темными очками, при этом очки должны быть с фильтрами, полностью блокирующими солнечные лучи диапазона А, В;
- избегать пребывания на открытых пространствах, где прямые солнечные лучи. Солнце самое активное и опасное в период с 12 до 16 часов;
- нанести на кожу ребенка солнцезащитный крем (не менее 25-30 единиц) за 20-30 минут до выхода на улицу;
- находиться на солнце (если ребенок загорает в первый раз) можно не более 5-6 минут и 8-10 минут после образования загара;
- принимать солнечные ванны не чаще 2-3 раз в день с перерывами, во время которых ребенок должен быть в тени;
- избегать воздействия прямых лучей солнца на непокрытое тело, а особенно голову. С этой целью необходимо прикрываться зонтом, чередовать купание и отдых, не засыпать на солнце, не совершать продолжительных экскурсий в жару, больше пить;
- не находиться долгое время на солнце (даже если под зонтом). Продолжительность солнечных ванн изначально не должна быть дольше 15-20 минут, впоследствии можно постепенно увеличить время, но не дольше двух часов с обязательными перерывами нахождения в тени и прохладе;
- загорать лучше не лежа, а в движении, а также принимать солнечные ванны в утренние часы и вечерние;
- приучать ребенка поддерживать в организме водный баланс: находясь на отдыхе, на море пить не меньше 2-3-х литров в день;
- протирать время от времени лицо мокрым, прохладным платком, чаще умываться и принимать прохладный душ;
- научить ребёнка при ощущении недомогания незамедлительно обращаться за помощью.
Падение с высоты
Падения с высоты чаще всего связаны с пребыванием детей без присмотра в опасных местах на высоте, с опасными играми на крышах, стройках, чердаках, сараях, деревьях, а также с нарушением правил поведения на аттракционах и качелях.
Для предупреждения падения с высоты необходимо:
- запретить детям играть в опасных местах;
- не оставлять детей без присмотра на высоте;
- объяснить подробно правила пользования аттракционами и качелями, необходимость соблюдения всех правил безопасности, в том числе не вставать во время движения аттракциона или во время раскачивания, не раскачиваться на большую высоту и т.п., а также использования всех страховочных приспособлений;
- обеспечить ребенку безопасность и присмотр при открытых окнах и балконах; объяснить, что москитные сетки не защищают от падений.
Отравление
Отравления чаще всего наступают в результате вдыхания или соприкосновения ребенка с ядовитым веществом, употребления внутрь медикаментов, а также при употреблении в пищу ядовитых грибов, ягод или ядовитых растений.
Для предупреждения отравления необходимо:
- хранить ядовитые вещества и медикаменты в недоступном для детей месте, в специально маркированной посуде;
- давать ребенку лекарственные препараты только по назначению врача и, ни в коем случае, не давать ему лекарства, предназначенные для взрослых или детей другого возраста;
- не употреблять в пищу незнакомые грибы и ягоды. Объяснить ребенку, что пробовать незнакомые грибы, ягоды и другие растения опасно для жизни.
Поражение электрическим током
Поражение электрическим током чаще наступает при нахождении детей в запрещенных местах (стройках, промышленных зонах, заброшенных домах и т.п.).
Для предупреждения поражения электрическим током необходимо:
- запретить детям играть в опасных местах;
- объяснить ребёнку опасность прикосновения к электрическим проводам.
Утопление
Утопления происходят по причине купания в запрещенных местах, ныряния на глубину или неумения ребенка плавать.
Для предупреждения утопления необходимо:
- не оставлять ребёнка без присмотра вблизи водоема;
- разрешать купаться только в специально отведенных для этого местах,
- обеспечить его защитными средствами в том случае, если ребёнок не умеет плавать;
- напоминать ребёнку правила поведения на воде перед каждым посещением водоема.
Роллинговый травматизм
Роллинговый травматизм наступает в результате падений при катании на роликовых коньках. Нередко приводит к тяжелейшим повреждениям опорно-двигательного аппарата и травмам головы, иногда несовместимым с жизнью.
Для предупреждения роллингового травматизма необходимо:
- выбирать правильно роликовые коньки: голенище должно надежно поддерживать голеностопный сустав;
- научить ребенка стоять и перемещаться на роликах. Для этого можно подвести к перилам, поставить между двух стульев. Важно проследить за правильной постановкой голеностопного сустава;
- научить способам торможения. Если не можете этого сделать сами - пригласите опытного роллера;
- приобрести обязательно наколенники, налокотники, напульсники и шлем. Требуйте их использования ребёнком. Это предупредит основные травмы;
- научить ребенка правильно падать: вперед на колени, а затем на руки;
- запретите кататься вблизи проезжей части;
- научить детей избегать высоких скоростей, следить за рельефом дороги, быть внимательным.
Дорожно-транспортный травматизм
Дорожно-транспортный травматизм происходит при несоблюдении правил дорожного движения с участием пешеходов, автомобилей, при езде на велосипеде и мотоцикле.
Для предупреждения дорожно-транспортного травматизма необходимо:
- соблюдать неукоснительно САМИМ правила дорожного движения, а также научить ребёнка их соблюдать;
- научить ребенка правильно переходить проезжую часть (в установленных местах, на разрешенный сигнал светофора, убедившись в отсутствии транспортных средств). Самая опасная машина ‒ стоящая: ребёнок считает, что если опасности не видно, значит, ее нет. Но, выходя из-за такой машины на проезжую часть, 63 ребенка из 100, попавших в дорожное происшествие, попадают под колеса другой машины;
- использовать при перевозке ребенка в автомобиле специальное кресло и ремни безопасности;
- научить ребенка безопасному поведению при езде на мотоцикле и велосипеде. Дети должны обязательно использовать защитные шлемы и другие защитные приспособления.
Серьезный риск представляет нарушение правил поведения на железной дороге.
Для предупреждения дорожно-транспортного травматизма на железной дороге необходимо:
- не оставлять детей без присмотра вблизи железнодорожных путей;
- запрещать детям находиться на железнодорожных узлах, развязках и т.п., кататься на крышах, подножках, переходных площадках вагонов;
- учить детей переходить железнодорожные пути только в специально отведенных местах;
- соблюдать САМИМ и требовать от детей соблюдения правил проезда в железнодорожном транспорте и нахождения на платформах: посадки и высадки пассажиров из вагона, поведения в вагонах.
Родители должны помнить, что соблюдение правил безопасности во всех ситуациях — это средство спасения жизни и здоровья ребенка!
Обучение детей основам профилактики несчастных случаев
С учётом указанных причин работа родителей по предупреждению несчастных случаев должна вестись в следующих направлениях:
- создание безопасной среды пребывания ребенка, обеспечение надзора;
- систематическое обучение детей основам профилактики несчастных случаев.
Создание безопасной среды пребывания ребенка предполагает:
- организацию досуга ребёнка, включение его в интересные и полезные развивающие занятия;
- ограничение опасных условий, обеспечение недоступности для ребенка опасных средств и веществ;
- запрет на пребывание ребёнка в местах, связанных с рисками для жизни и здоровья без присмотра взрослых (стройках, запретных и промышленных зонах, местах интенсивного движения транспорта, открытых водоемах и т.п.);
- обеспечение постоянного надзора за времяпрепровождением и занятиями ребёнка (обеспечение организованного отдыха или присмотра со стороны самих родителей, родственников и т.п., регулярный контакт с ребенком в течение дня с использованием электронных средств связи).
Систематическое обучение детей основам профилактики несчастных случаев включает:
- информирование ребёнка о видах и причинах несчастных случаев, рисках, влекущих за собой травматизм, увечья и смерть, а также об условиях и способах избегания несчастных случаев;
- регулярное инструктирование ребёнка о правилах и мерах безопасного поведения в быту, на улицах, дороге, транспорте, на игровых и спортивных площадках и т.п.;
- обучение ребёнка (особенно подростка) противостоянию подстрекательству к опасному поведению со стороны ровесников или старших товарищей, формирование ответственности за здоровье и жизнь окружающих людей, особенно младших товарищей, которые могут стать жертвой нелепых и опасных рекомендаций подростков, подстрекающих к опасным играм и занятиям;
- обучение ребёнка элементарным мерам первой помощи, и, прежде всего, обеспечение возможности обратиться за помощью к взрослым.
Основные условия проведения успешной профилактической работы с детьми:
- Чтобы избежать несчастных случаев, родители, прежде всего, должны изменить свое собственное отношение к рискам. Несчастные случаи должны перестать считаться роковым злом, которое почти невозможно предупредить. Только при таком условии можно выработать у ребенка навыки осмотрительного поведения.
- Родители сами должны показывать пример безопасного и ответственного поведения.
- Важно не развить у ребенка чувства робости и страха, а, наоборот, внушить ему, что опасности можно избежать, если вести себя правильно!
- Никакой реальной пользы не будет от бесконечных напоминаний «будь осторожен», «делай аккуратно». Необходимо конкретно объяснять, что именно следует делать и что делать нельзя. Следует научить его последовательно выполнять ряд действий, объясняя, почему необходимо делать именно так. Действие, которое взрослыми совершается автоматически, ребенку необходимо объяснить детально.
- Основное внимание взрослых в профилактике обычно бывает направлено на предупреждение дорожно-транспортного травматизма и предупреждение несчастных случаев при выполнении хозяйственных работ. Родителям важно понимать, что несчастные случаи чаще всего происходят во время игр и развлечений. Следует именно им уделять повышенное внимание при инструктировании ребенка.
- Очень важно приучать детей к самообслуживанию, к участию в домашнем труде. Ребята, помогающие родителям, как правило, более аккуратны и внимательны и менее подвержены действию опасных факторов. Приучая ребенка к работе по дому, следует подробно разъяснить ему, почему необходимо выполнять те или иные правила при пользовании ножом, иголкой, электроприборами, механизированными инструментами.
- Иногда бывает полезно рассказать ребенку о несчастных случаях, происшедших с другими детьми. Чтобы этот рассказ ему запомнился и принес реальную пользу воспитанию навыков правильного поведения, необходимо предоставить возможность самому разобраться в причинах несчастья. Ребенок должен понять, как можно было бы в данной ситуации избежать опасности. Именно такой подход убедит его в том, что опасность всегда можно предотвратить.
- Родители не должны равнодушно проходить мимо небезопасных шалостей детей, их долг предотвратить беду, даже если она угрожает чужому ребенку. Если родители совместно с детьми становятся свидетелями опасного и рискового поведения других людей, это должно стать поводом для серьезного обсуждения.
Наиболее распространённые несчастные случаи, приводящие к увечьям и смерти детей, их причины
Медицинские эксперты Всемирной организации здравоохранения пришли к выводу: в настоящее время в большинстве цивилизованных стран дети чаще погибают в результате несчастных случаев, чем от всех болезней, вместе взятых.
Задача родителей – сделать все возможное, чтобы максимально обезопасить своего ребенка от несчастного случая.
Наиболее распространенные несчастные случаи, приводящие к увечьям и смерти детей:
- ожоги;
- падения с высоты;
- утопления;
- отравления;
- поражения электрическим током;
- дорожно-транспортные происшествия, включая происшествия с участием мотоциклистов, велосипедистов, а так же роллинг (катание на роликах).
На основании статистических данных, полученных из баз данных Всемирной организации здравоохранения, можно утверждать, что причинами несчастных случаев в детском возрасте чаще всего является:
- отсутствие должного надзора за детьми всех возрастных групп;
- неосторожное, неправильное поведение ребенка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом.
Возникновению несчастных случаев способствуют и психологические особенности детей: любознательность, большая подвижность, эмоциональность, недостаток жизненного опыта, а отсюда отсутствие чувства опасности.
Причины несчастных случаев с детьми имеют возрастную специфику:
- В возрасте до 4 лет дети чаще подвергаются несчастным случаям, самостоятельно познавая окружающий мир;
- В возрасте от 5 до 10 лет несчастные случаи наступают вследствие шалости, неосторожного поведения ребенка;
- В возрасте от 10 до 14 лет и старше - вследствие борьбы за лидерство. Так, у детей 10-12 лет появляются новые интересы, они становятся более активными, самостоятельными, в играх стараются проявить изобретательность, стремятся утвердиться в среде сверстников;
- Бурная энергия и активность - факторы, способствующие возникновению несчастных случаев у школьников 10-13 лет. Подросток, сознавая свою «нескладность», старается ее скрыть напускной грубостью, бравадой. Начавшаяся интенсивная деятельность желез внутренней секреции сказывается на состоянии нервной системы подростков. Неуравновешенность, вспыльчивость, повышенная возбудимость с недостаточной выдержкой делают их шумными, импульсивными.