Методические рекомендации
Порядок аттестации
Первая | Высшая |
Стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией. | Достижение обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией. |
Стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662. | Достижение обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662. |
Выявление развитие у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности. | Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях. |
Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта своей профессиональной деятельности, активное участие в работе методических объединений педагогических работников организации. | Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивное использование новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной. |
Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах. | |
Курсы повышения квалификации - 1 раз в 3 года. | Курсы повышения квалификации - 1 раз в 3 года. |
Аттестация на соответствие занимаемой должности | Аттестация на установление первой или высшей квалификационной категории | |
Проведение аттестации | Обязательна. | Добровольна. Высшая квалификационной категории устанавливается при условии: наличие 1 категории и не ранее чем через 2 года после её установления. Предварительного прохождения аттестации на соответствие занимаемой должности для претендующих на 1 квалификационную категорию не требуется. |
Кем проводится | Аттестационной комиссией колледжа (председатель, заместитель председателя, секретарь, члены комиссии, представитель профсоюза) согласно должностной инструкции аттестуемого. | Главной аттестационной комиссией. |
Срок прохождения аттестации | 1 раз в 5 лет (список аттестуемых и график, содержащиеся в распорядительном акте, доводятся до сведения работника под роспись за 30 дней до дня аттестации). | категория действует 5 лет без продления (даже при переходе в другую организацию в другом субъекте РФ). |
Основание аттестации | Представление работодателя в аттестационную комиссию за 30 дней до аттестации:
|
Заявление в аттестационную комиссию (непосредственно, в адрес по почте письмом с уведомлением о вручении или с уведомлением в форме электронного документа). В заявлении указывается квалификационная категория, на которую претендует педагог и его должность. Возможность подачи заявления не зависит от продолжительности работы в колледже; существует в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком. Заявление на высшую категорию подается через 2 года после установления первой квалификационной категории по этой должности. При истечении срока действия высшей квалификационной категории работник имеет право подать заявление на высшую категорию. До выхода экспертной группы заявление можно отозвать. Заявление подается за три месяца до окончания срока категории (желательно май, октябрь). Рассматривается в течение 30 дней. В течение этого же срока осуществляется письменное уведомление педагогических работников о сроке и месте проведения их аттестации. Срок проведения аттестации для каждого устанавливается индивидуально, продолжительность составляет не более 60 календарных дней, учитывает действие ранее установленных квалификационных категорий до принятия решения. |
Отказ от аттестации | При отказе работника от аттестации и ознакомления с представлением составляется акт, который подписывается работодателем и лицами (не менее двух), в присутствии которых составлен акт. | |
Освобождаются от прохождения аттестации |
|
|
Личное присутствие аттестуемого на заседании комиссии | Обязательно. При неявке без уважительной причины заседание проводится в отсутствие аттестуемого. | Имеет право присутствовать. |
Сроки ознакомления | За 30 дней до дня проведения аттестации по графику работодатель знакомит педагогических работников под роспись с распорядительным актом, содержащим список работников организации, подлежащих аттестации, график проведения аттестации, с характеристикой-представлением. | |
Дополнительные сведения | Работник по желанию может представить в аттестационную комиссию организации дополнительные сведения, характеризующие его профессиональную деятельность. | |
Решение комиссии | Принимается открытым голосованием в отсутствие аттестуемого:
|
Принимается открытым голосованием в отсутствие аттестуемого:
|
Особенности аттестации | Аттестационные комиссии организаций дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих должностные обязанности качественно и в полном объёме. | |
Результаты аттестации | Результат сообщается после подведения итогов. Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом. Протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании. Протокол, представление и дополнительные сведения хранятся у работодателя. Решение аттестационной комиссии вступает в силу со дня его вынесения. | Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом. Вступает в силу со дня его вынесения. При отказе в установлении категории работник может снова подать заявление через 1 год со дня решения. Заседание комиссии в каждую последнюю среду месяца. |
После заседания аттестационной комиссии | Не позднее 2 дней после заседания секретарь комиссии делает выписку из протокола, подписанную всеми членами комиссии (сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии) аттестуемого, наименовании его должности, дате заседания аттестационной комиссии организации, результатах голосования, о принятом аттестационной комиссией организации решении. После составления выписки в течение 3 дней работодатель знакомит с ней работника под роспись. Выписка из протокола хранится в личном деле работника. | Делается запись в трудовой книжке (установлена категория по должности приказом…). |
Перенос даты аттестации | За 30 дней до новой даты аттестации работника знакомят под роспись. | |
Заработная плата | Не меняется. | Меняется. |
Хранение документации | Все документы (приказы, протоколы со сшитыми пронумерованными листами) хранятся в кабинете администрации 5 лет. | Все документы (приказы, протоколы со сшитыми пронумерованными листами) хранятся в кабинете администрации 5 лет. |
Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014г. №276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (зарегистрирован Минюстом России 23 мая 2014г., регистрационный №32408 (далее - Порядок аттестации).
Указанный приказ вступил в силу 15 июня 2014 года по истечении 10 дней после дня его официального опубликования 4 июня 2014г. в «Российской газете» №124.
Настоящие разъяснения подготовлены в целях единообразного применения Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее по тексту организация, образовательная организация), на основе вопросов, полученных от органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза и других заинтересованных лиц, и сгруппированы по соответствующим разделам Порядка аттестации.
Нет, не вправе.
Статья 49 Федерального закона от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»), а также Порядок аттестации не предусматривают возможность иного регулирования порядка аттестации педагогических работников, в том числе путём принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации положения об аттестации педагогических работников.
Порядок аттестации является ведомственным нормативным правовым актом прямого действия.
В случаях, когда в системах оплаты труда для педагогических работников, имеющих квалификационные категории, повышенный уровень оплаты труда предусматривается без учёта объёма преподавательской (педагогической) работы (то есть в виде надбавки либо повышающего коэффициента только за объем преподавательской или педагогической работы в пределах нормы часов педагогической работы, установленных за ставку заработной платы) такие системы оплаты труда следует скорректировать с учётом положений, предусмотренных абзацем седьмым пункта 3 Порядка аттестации.
Например, дифференциация размеров оплаты труда с учётом квалификационных категорий и объёма преподавательской (педагогической) работы для педагогических работников, для которых установлены нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, может быть обеспечена путём:
Порядок аттестации, согласно пункту 1, применяется к педагогическим работникам организаций, замещающим должности, поименованные в подразделе 2 раздела I номенклатуры должностей.
Должности же руководителей организаций, их заместителей, руководителей структурных подразделений и их заместителей поименованы в разделе II номенклатуры должностей.
При этом в соответствии с частью 4 статьи 51 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» кандидаты на должность руководителя государственной или муниципальной образовательной организации и её руководитель (за исключением руководителей, указанных в пунктах 3 и 4 части 1 этой же статьи, то есть назначаемых Президентом Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, и назначаемых Правительством Российской Федерации (для ректоров федеральных университетов) проходят обязательную аттестацию, порядок и сроки проведения которой устанавливаются учредителем этой организации.
К примеру, кандидаты на должность руководителей и руководители образовательных организаций высшего образования, в отношении которых функции и полномочия учредителя от имени Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации, проходят обязательную аттестацию по правилам, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2014г. №544 «Об утверждении правил проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя образовательной организации высшего образования, функции и полномочия учредителя от имени Российской Федерации в отношении которой осуществляет Правительство Российской Федерации».
Аттестация заместителей руководителей организаций, руководителей структурных подразделений и их заместителей Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» не предусмотрена.
В то же время, если основанием для расторжения трудового договора по инициативе работодателя с заместителями руководителей организаций, руководителями структурных подразделений и их заместителями является пункт 3 части первой статьи 81 ТК РФ (несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтверждённой результатами аттестации), то порядок её проведения может быть установлен локальным нормативным актом организации, принимаемым с учётом мнения представительного органа работников (часть вторая статьи 81 ТК РФ).
В случае если руководители организаций, заместители руководителей, руководители структурных подразделений и их заместители наряду с основной работой, определённой трудовым договором, одновременно замещают должности учителей, педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, то они по желанию могут проходить аттестацию в соответствии с Порядком аттестации, обратившись с заявлением в соответствующую аттестационную комиссию о прохождении аттестации в целях установления квалификационной категории по должности учителя, педагога дополнительного образования, тренера-преподавателя.
Согласно пунктам 5-7 Порядка аттестации, аттестация педагогических работников в целях подтверждения их соответствия занимаемым должностям проводится аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями и утверждаемыми распорядительным актом работодателя. Порядком аттестации не установлено запрета на включение в состав аттестационной комиссии руководителя образовательной организации. Таким образом, решение о вхождении руководителя образовательной организации в состав аттестационной комиссии, в том числе в качестве председателя, относится к компетенции образовательной организации.
Вместе с тем, учитывая, что руководитель образовательной организации является представителем работодателя, принимает распорядительные акты о создании аттестационной комиссии и проведении аттестации, знакомит с ними педагогических работников, подлежащих аттестации, вносит в аттестационную комиссию представление на педагогического работника, то ему входить в состав аттестационной комиссии, а также являться её председателем нецелесообразно.
Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия их занимаемым должностям проводится аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми образовательными организациями.
Аттестационную комиссию организации целесообразно формировать из числа работников организации, в которой работает педагогический работник, в том числе входящих в состав коллегиальных органов управления, предусмотренных уставом организации.
В состав аттестационной комиссии организации в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа). Данная норма обусловлена требованиями части 3 статьи 82 ТК РФ, так как результаты аттестации могут послужить основанием для увольнения работников в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 81 ТК РФ.
Для реализации организацией своих полномочий по проведению аттестации и формированию аттестационной комиссии принятие таких локальных нормативных актов как положение об аттестации педагогических работников или об аттестационной комиссии организации не требуется, поскольку Порядком аттестации определены правила, принципы и основные задачи проведения аттестации педагогических работников организаций в целях подтверждения соответствия их занимаемым должностям, а также определены правила функционирования аттестационных комиссий организаций и их полномочия.
В соответствии с Порядком аттестации организацией принимается распорядительный акт о создании и составе аттестационной комиссии (пункт 6 Порядка аттестации), распорядительный акт о проведении аттестации, содержащий список работников организации, подлежащих аттестации, график проведения аттестации, с которыми работодатель знакомит работника под роспись не менее чем за 30 календарных дней до дня проведения их аттестации по графику (пункты 8 и 9 Порядка аттестации).
Локальные нормативные акты организаций, связанные с формированием аттестационной комиссии организации, её составом, вопросами проведения аттестации, списком педагогических работников, подлежащих аттестации, и графиком её проведения, принимаются с учётом мнения представительного органа работников (часть 2 статьи 81 ТК РФ), то есть выборного органа первичной профсоюзной организации.
Если педагогический работник наряду с работой, определённой трудовым договором, выполняет у того же работодателя педагогическую работу в должности с другим наименованием на условиях совмещения должностей и ни по одной из должностей не имеет установленной квалификационной категории, то представление может содержать мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств педагогического работника и результатов его профессиональной деятельности по выполнению трудовых обязанностей, возложенных трудовым договором, с учётом выполнения им работы на условиях совмещения должностей.
Если педагогическая работа осуществляется у разных работодателей, то есть на условиях совместительства, то аттестация педагогического работника в целях подтверждения соответствия занимаемой должности проводится аттестационными комиссиями соответствующих организаций на общих основаниях, предусмотренных Порядком аттестации.
Прохождение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности отнесено к их обязанностям (пункт 8 части 1 статьи 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
В соответствии со статьёй 21 ТК РФ работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, соблюдать трудовую дисциплину.
Следовательно, педагогические работники (за исключением педагогических работников, поименованных в пункте 22 Порядка аттестации) не вправе отказаться от прохождения аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности. Отказ педагогического работника от прохождения такой аттестации является дисциплинарным проступком, то есть неисполнением работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. За совершение указанного проступка в соответствии со статьёй 192 ТК РФ работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение (по соответствующим основаниям).
По ранее действовавшему порядку аттестации аттестация с целью подтверждения соответствия педагогических работников занимаемой должности проводилась один раз в 5 лет.
Следовательно, в течение 5-летнего срока со дня принятия решения соответствующей аттестационной комиссией работодатель не должен проводить аттестацию таких педагогических работников, поскольку внеочередной характер проведения такой аттестации не предусмотрен Порядком аттестации, утверждённым приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014г. №276.
Необходимость и сроки проведения аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности определяются работодателем с учётом положений, предусмотренных пунктами 5 и 22 Порядка аттестации.
Порядком аттестации не предусмотрено проведение внеочередной аттестации на соответствие занимаемой должности.
В случаях ненадлежащего исполнения педагогическим работником своих обязанностей работодатель руководствуется статьёй 192 ТК РФ, в соответствии с которой за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания (замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям).
В соответствии с Порядком аттестации аттестация педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности и аттестации в целях установления квалификационной категории проводится разными аттестационными комиссиями.
Необходимость и сроки проведения аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности определяются работодателем с учётом положений, предусмотренных пунктами 5 и 22 Порядка аттестации.
Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории проводится по их желанию. Педагогические работники вправе обратиться в аттестационную комиссию для прохождения такой аттестации в любое время, в том числе в случаях, когда на них имеется представление работодателя на проведение аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности.
Если в отношении педагогического работника, обратившегося в аттестационную комиссию для проведения его аттестации в целях установления квалификационной категории, не будет вынесено решение аттестационной комиссией об установлении квалификационной категории, на которую он претендует, ко дню проведения аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности, то она проводится с учётом положений, предусмотренных пунктами 5 и 22 Порядка аттестации.
Педагогические работники, осуществляющие педагогическую работу по совместительству, то есть у другого работодателя, в том числе в такой же должности, что и по основному месту работы, и не имеющие квалификационной категории, проходят аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности на общих основаниях (пункт 1 Порядка аттестации) независимо от того, что аттестация по одноименной должности была проведена по месту основной работы. Необходимость и сроки проведения такой аттестации определяются работодателем самостоятельно с учётом положений, предусмотренных пунктами 5 и 22 Порядка аттестации.
Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности проводится по инициативе работодателя на основании его представления в аттестационную комиссию.
По желанию педагогических работников в соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» может проводиться только аттестация в целях установления квалификационной категории.
Отсутствие у педагогического работника образования по профилю работы (по направлению подготовки) само по себе не может являться основанием для признания аттестационной комиссией организации педагогического работника не соответствующим занимаемой должности, если представление работодателя, на основании которого аттестационная комиссия выносит решение, содержит положительную мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению обязанностей, возложенных на него трудовым договором.
Такой вывод подтверждается положениями пункта 23 Порядка аттестации, в соответствии с которым лица, не имеющие специальной подготовки, установленной в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - квалификационные характеристики должностей работников образования), но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объёме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационных комиссий могут приниматься на соответствующие должности, как и лица, имеющие соответствующую подготовку.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 9 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010г. Хэ761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010г., регистрационный №18638) с изменением, внесённым приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2011г. №448н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2011г., регистрационный №21240).
Порядком аттестации установлена обязанность работодателя знакомить педагогических работников не позднее, чем за 30 дней до дня проведения аттестации под роспись с распорядительным актом, содержащим список работников организации, подлежащих аттестации, графиком проведения аттестации (пункт 9 Порядка аттестации), а также с представлением (пункт 12 Порядка аттестации).
Несоблюдение работодателем положений, предусмотренных указанными пунктами Порядка аттестации, может быть обжаловано работником в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 13 Порядка аттестации аттестация педагогического работника в целях подтверждения соответствия занимаемой должности проводится с его участием. Поскольку на педагогического работника не возложена обязанность уведомлять о своём присутствии на заседании аттестационной комиссии, то в случае неявки работника в день проведения аттестации работодателю следует выяснить причину отсутствия, и, если она будет признана уважительной, аттестация педагогического работника переносится на другую дату, как это предусмотрено пунктом 13 Порядка аттестации.
При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии организации без уважительной причины аттестационная комиссия организации проводит аттестацию в его отсутствие.
Сведения об аттестации педагогического работника, проводимой с целью подтверждения соответствия занимаемой должности, в трудовую книжку не вносятся.
В соответствии с пунктом 20 Порядка аттестации на педагогического работника, прошедшего аттестацию, не позднее 2 рабочих дней со дня её проведения секретарём аттестационной комиссии организации составляется выписка из протокола. Работодатель знакомит педагогического работника с выпиской из протокола под роспись в течение 3 рабочих дней после её составления. Выписка из протокола хранится в личном деле педагогического работника.
Порядок аттестации не предусматривает такую форму оформления результатов аттестации, как аттестационный лист.
Согласно пункту 20 Порядка аттестации, решение аттестационной комиссии организации оформляется протоколом. По результатам аттестации в целях
подтверждения занимаемой должности на педагогического работника составляется выписка из протокола (пункт 20 Порядка аттестации), которая хранится в личном деле педагогического работника.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 81 ТК РФ в случае несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтверждённой результатами аттестации, трудовой договор с работником может быть расторгнут.
Увольнение по данному основанию допускается, если невозможно перевести педагогического работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учётом его состояния здоровья (часть 3 статьи 81 ТК РФ).
При этом увольнение работника, признанного по результатам аттестации не соответствующим занимаемой должности, является правом, а не обязанностью работодателя.
ТК РФ предусматриваются случаи, когда увольнение по основаниям, предусмотренным пунктом 3 части первой статьи 81 ТК РФ не допускается.
Так, не допускается увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске (часть 6 статьи 81 ТК РФ).
Не допускается увольнение по данному основанию работников (в том числе педагогических) из числа лиц, указанных в части 4 статьи 261 ТК РФ (к примеру, женщины, имеющие ребёнка-инвалида в возрасте до 18 лет или малолетнего ребёнка до 14 лет и в ряде других случаев), а также лиц, указанных в статье 264 ТК РФ.
Нет, не распространяются. Результаты аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности действуют в течение 5 лет только в данной организации, поскольку проведение такой аттестации осуществляется аттестационными комиссиями каждой организации самостоятельно.
Вместе с тем, работодатель по новому месту работы может назначить проведение аттестации педагогического работника не ранее чем через два года со дня, с которого он приступил к работе (подпункт «б» пункта 22 Порядка аттестации).
Руководитель организации в отношении педагогического работника, которому было отказано в установлении первой или высшей квалификационной категории, вправе провести аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 22 Порядка аттестации, к которым относится случай, когда отказано в установлении высшей квалификационной категории, но за педагогическим работником сохраняется действие первой квалификационной категории.
Необходимость и сроки представления педагогических работников для проведения их аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой им должности определяются работодателем самостоятельно с учётом положений, предусмотренных пунктами 5 и 22 Порядка аттестации.
К основным задачам проведения аттестации (пункт 3 Порядка аттестации) не относится обеспечение дифференциации размеров оплаты труда для педагогических работников, прошедших аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности.
В то же время, в положениях об оплате труда организаций могут содержаться условия, учитывающие результаты такой аттестации при установлении выплат стимулирующего характера.
Пунктом 23 Порядка аттестации за аттестационными комиссиями организаций закрепляется полномочие давать рекомендации работодателю о возможности назначения на должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объёме возложенные на них должностные обязанности.
Пункт 23 был включён в Порядок аттестации в целях реализации положений, предусмотренных пунктом 9 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования, в соответствии с которым и ранее при решении работодателями вопросов комплектования кадров допускался приём на работу лиц, обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, если уровень их специальной подготовки не отвечал квалификационным требованиям, предусмотренным указанными квалификационными характеристиками, но при соблюдении определённой этим пунктом процедуры, для чего необходимо было создавать специальную аттестационную комиссию, принимая локальный нормативный акт.
Теперь работодатель, имея намерение принять на должность педагогического работника при отсутствии у него специальной подготовки, но обладающего, по мнению работодателя, достаточным практическим опытом, компетентностью, способностью выполнять работу в конкретной должности, руководствуясь пунктом 9 квалификационных характеристик должностей работников образования и пунктом 23 Порядка аттестации, вправе обращаться для получения соответствующей рекомендации в аттестационную комиссию организации.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010г. Хэ761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010г., регистрационный №18638) с изменением, внесённым приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2011г. №448н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2011г., регистрационный №21240).
В соответствии с пунктом 23 Порядка аттестации роль аттестационной комиссии организации будет состоять, прежде всего, в оценке возможностей претендента на соответствующую должность педагогического работника выполнять предусмотренные по этой должности обязанности с учётом опыта его предыдущей работы.
Кроме того, учитывая, что приём на работу в указанных случаях обусловлен также выполнением качественно и в полном объёме возложенных должностных обязанностей, чего заранее работодатель знать не может, то работодатель с учётом рекомендаций аттестационной комиссии может при заключении трудового договора предусмотреть условие об испытании работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе в порядке и на условиях, установленных статьёй 70 ТК РФ.
В таком же порядке на должность педагогического работника может быть принято лицо, поступающее на работу впервые в течение первого года после получения среднего профессионального образования или высшего образования по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, но не по полученной специальности. В данном случае это не будет противоречить положениям статьи 70 ТК РФ, которая не допускает установление испытательного срока в течение одного года для выпускников только в случаях, когда они впервые поступают на работу по полученной специальности.
В соответствии со статьёй 71 ТК РФ при неудовлетворительном результате испытания работодатель имеет право до истечения срока испытания расторгнуть трудовой договор с работником, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за 3 дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого работника не выдержавшим испытание. Решение работодателя работник имеет право обжаловать в суд.
При неудовлетворительном результате испытания расторжение трудового договора производится без учёта мнения соответствующего профсоюзного органа и без выплаты выходного пособия.
Если срок испытания истёк, а работник продолжает работу, то он считается выдержавшим испытание, и последующее расторжение трудового договора допускается только на общих основаниях.
Если в период испытания сам работник придёт к выводу, что предложенная работа не является для него подходящей, то он имеет право расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, предупредив об этом работодателя в письменной форме за 3 дня.
Требования со стороны надзорных органов о прекращении трудового договора по пункту 11 части 1 статьи 77 ТК РФ, то есть по причине отсутствия документа об образовании (квалификации), если направление подготовки не соответствует выполняемой работе, нельзя считать правомерными в случаях, когда педагогические работники были приняты на работу до вступления в силу приказа Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010г. №761н, утвердившего квалификационные характеристики, содержащие для педагогических работников требования к направлению подготовки по полученному образованию, либо позднее, но с соблюдением процедуры, предусмотренной пунктом 9 раздела «Основные положения» квалификационных характеристик должностей работников образования.
Указанный приказ вступил в силу 31 октября 2010г. и обратной силы не имеет. Ранее к квалификации педагогических работников требования к направлению подготовки, то есть к профилю полученного образования, не предъявлялись.
Необходимо также учитывать, что основания для прекращения трудового договора по пункту 11 части 1 статьи 77 ТК РФ (в связи с нарушением правил заключения трудового договора) применяются в случае, если это нарушение исключает возможность продолжения работы.
Кроме того, наличие положений, содержащихся в пункте 9 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования и пункте 23 Порядка аттестации, не только не исключает возможность продолжения работы педагогическими работниками, обладающими практическим опытом и компетентностью, принятыми на соответствующие должности до вступления в силу приказа Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010г. №761н, но и сохраняет такую возможность в настоящее время.
Необходимо также иметь в виду, что указанные в квалификационных характеристиках должностей работников образования; направления подготовки «Образование и педагогика», следует применять с учётом соответствия направлений подготовки высшего образования - бакалавриата, направлений подготовки высшего образования - магистратуры, специальностей высшего образования - специалитета, установленных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013г. №1245.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010г. Хэ761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010г., регистрационный №18638) с изменением, внесённым приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2011г. №448н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2011г., регистрационный №21240).
Приказ Минобрнауки России от 18 ноября 2013г. №1245 «Об установлении соответствия направлений подготовки высшего образования - бакалавриата, направлений подготовки высшего образования - магистратуры, специальностей высшего образования – слециалитета, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013г. №1061, направлениям подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицам квалификаций (степеней) «бакалавр» и «магистр», перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 сентября 2009г. №337, направлениям подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «специалист», перечень которых утверждён постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009г. №1136» (зарегистрирован Минюстом России 31 декабря 2013г., регистрационный №30964).
В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» приём на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников отнесены к компетенции образовательной организации.
Вопросы необходимости приёма на работу педагогических работников на должности не по полученной специальности, а также перевода педагогических работников с их согласия для выполнения педагогической работы в должности, по которой отсутствует специальная подготовка, следует решать применительно к пункту 23 Порядка аттестации.
В соответствии с Порядком аттестации квалификационная категория педагогическому работнику устанавливается по должности, по которой он прошёл аттестацию.
При этом учителям, преподавателям квалификационная категория устанавливается по должности «учитель», «преподаватель» независимо от того, в каких классах, группах, в каких организациях, а также по каким учебным предметам, курсам, дисциплинам ведётся преподавательская работа.
В случаях, когда педагогический работник, имеющий квалификационную категорию по одной должности, работает в должности, по которой квалификационная категория не установлена, имеющаяся квалификационная категория в течение срока её действия может быть учтена только при решении вопросов, связанных с оплатой труда работников, если такое условие является предметом отраслевых региональных соглашений и (или) коллективных договоров, как это в настоящее время предусмотрено пунктами 5.9 и 5.10 Отраслевого соглашения по организациям, находящимся в ведении Минобрнауки России на 2012-2014 годы, заключённого между Министерством образования и науки Российской Федерации Профсоюзом работников народного образования и науки Российской Федерации, и приложением №2 к данному Отраслевому соглашению.
Порядком аттестации не предусмотрены какие-либо особые условия аттестации педагогических работников малокомплектных образовательных организаций в целях подтверждения соответствия их занимаемым должностям.
Необходимость и сроки проведения аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемым ими должностям определяется работодателем самостоятельно в соответствии с положениями, предусмотренными пунктами 5 и 22 Порядка аттестации.
Порядком аттестации, как и статьёй 49 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» конкретно не определено, какие органы государственной власти, действующие на территории субъекта Российской Федерации, будут наделены полномочиями по формированию аттестационных комиссий в целях установления педагогическим работникам квалификационных категорий.
Решение по данному вопросу принимает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, который вправе наделить полномочиями по формированию аттестационных комиссий как органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в ведении которых непосредственно находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность (то есть по принципу формирования аттестационных комиссий на федеральном уровне), так и орган государственной власти, осуществляющий государственное управление в сфере образования, который может сформировать необходимое количество аттестационных комиссий, в том числе по территориальному принципу, по типам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, их ведомственной принадлежности и другим принципам.
В этих целях органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в ведении которых находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут внести в орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации согласованное предложение по формированию аттестационных комиссий для проведения аттестации педагогических работников, поименованных в подразделе 2 раздела I номенклатуры должностей, в целях установления квалификационной категории, руководствуясь Порядком аттестации.
Создание подкомиссий или представительств аттестационных комиссий Порядком аттестации не предусматривается.
В соответствии с пунктами 25 и 26 Порядка аттестации органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать акты, регулирующие следующие вопросы:
Перечисленные акты субъектов Российской Федерации не должны противоречить федеральному законодательству, в том числе Порядку аттестации.
Помимо перечисленных актов уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации издают распорядительные акты об установлении педагогическим работникам первой или высшей квалификационной категории со дня вынесения решения аттестационной комиссией, которые размещаются на официальных сайтах указанных органов в сети «Интернет».
В соответствии с пунктом 26 Порядка аттестации условия привлечения специалистов для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников, в том числе педагогических работников негосударственных и ведомственных организаций, определяются при формировании аттестационных комиссий.
При этом следует учесть, что Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусматривается взимание платы за осуществление всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников ни с работодателей, ни с педагогических работников, которые желают пройти аттестацию в целях установления квалификационной категории.
В соответствии с пунктом 26 Порядка аттестации предусмотрено определение составов аттестационных комиссий. Установлено, что в состав аттестационных комиссий включается представитель соответствующего профессионального союза.
В целях обеспечения принципов коллегиальности, гласности, открытости при проведении аттестации педагогических работников информация, касающаяся вопросов аттестации педагогических работников, в том числе персональном составе аттестационных комиссий, регламенте их работы размещается на официальных сайтах соответствующих уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом регламент не может предусматривать иного порядка подачи педагогическими работниками заявлений о прохождении аттестации в целях установления квалификационной категории, отличного от порядка, установленного пунктом 27 Порядка аттестации. Не могут предусматриваться также конкретные периоды для приёма и рассмотрения заявлений от педагогических работников о прохождении такой аттестации. Педагогическим работникам должна обеспечиваться возможность обращения с заявлениями в аттестационную комиссию в любое время, а также рассмотрение заявлений педагогических работников в срок не более 30 дней, в течение которых:
В соответствии с пунктом 27 Порядка аттестации аттестация педагогических работников проводится на основании их заявлений.
Поскольку согласно пункту 28 Порядка аттестации педагогические работники в заявлении указывают квалификационную категорию, на которую они претендуют, аттестационная комиссия не вправе принять решение об установлении квалификационной категории, на которую педагогический работник не претендовал.
Заявление о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по должности, по которой аттестация будет проводиться впервые, подаются педагогическим работником не ранее чем через 2 года после установления по этой должности первой квалификационной категории.
В соответствии с пунктом 31 Порядка аттестации истечение срока действия высшей квалификационной категории не ограничивает право педагогического работника впоследствии обращаться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по той же должности, в том числе в случае, когда работник имел высшую квалификационную категорию, срок которой истёк, в связи с чем по ранее действовавшему порядку педагогический работник вынужден был вновь проходить аттестацию на первую квалификационную категорию.
Следовательно, в указанном случае работник вправе до истечения двухлетнего периода после установления первой квалификационной категории обратиться с заявлением в аттестационную комиссию об установлении высшей квалификационной категории.
Для педагогических работников, имевших высшую квалификационную категорию, срок действия которой по каким-либо причинам истёк, пунктом 31 Порядка аттестации не устанавливается каких-либо сроков давности для обращения в аттестационную комиссию и прохождения аттестации в целях установления высшей квалификационной категории.
Уведомление о сроке и месте проведения аттестации может осуществляться любым доступным для получения педагогическим работником путём, в том числе:
Порядком аттестации не предусматривается форма заявления педагогического работника в аттестационную комиссию, которая проводит аттестацию в целях установления квалификационной категории.
Заявление в аттестационную комиссию педагогическим работником может быть подано в произвольной форме.
Например, учитывая, что первая или высшая квалификационная категория устанавливается на основе результатов, поименованных в пунктах 36 и 37 Порядка аттестации, педагогический работник в заявлении может охарактеризовать свою профессиональную деятельность с точки зрения результатов работы, перечисленных этими пунктами, если его деятельность связана с соответствующими направлениями работы.
В соответствии с пунктом 30 Порядка аттестации заявления о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по должности, по которой аттестация будет проводиться впервые, подаются педагогическими работниками не ранее чем через 2 года после установления по этой должности первой квалификационной категории.
Вместе с тем, было бы нецелесообразным педагогическому работнику (к примеру, учителю), имеющему высшую квалификационную категорию, отказывать в приёме заявления и в прохождении аттестации на высшую квалификационную категорию по другой должности (к примеру, педагога дополнительного образования), учитывая, что решение об установлении высшей квалификационной категории по другой должности будет приниматься аттестационной комиссией после осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогического работника по новой должности.
Возможность прохождения педагогическими работниками аттестации в подобных случаях целесообразно закреплять в отраслевых соглашениях на федеральном и региональном уровнях социального партнёрства.
Да, может, поскольку Порядок аттестации не предусматривает для педагогических работников в качестве основания прохождения аттестации в целях установления квалификационной категории предварительное прохождение ими аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности.
В соответствии с пунктом 24 Порядка аттестации срок действия квалификационной категории продлению не подлежит.
Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории проводится по их желанию, которое педагогический работник выражает посредством подачи заявления в аттестационную комиссию (пункты 27-30 Порядка аттестации).
В соответствии с пунктом 38 Порядка аттестации оценка профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории осуществляется аттестационной комиссией на основе результатов их работы, предусмотренных пунктами 36 и 37 настоящего Порядка, при условии, что их деятельность связана с соответствующими направлениями работы.
Заслуги педагогических работников, связанные с наличием почётных званий, отраслевых знаков отличия, государственных наград, полученных за достижения в педагогической деятельности, с победами в конкурсном отборе лучших учителей, с победой или получением призов в номинациях на различных этапах конкурса «Учитель года» и т.п., а также наличие у педагогических работников учёной степени кандидата или доктора наук по профилю деятельности, могут приниматься как результат их работы для установления квалификационной категории, в том числе в качестве личного вклада в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, что целесообразно закреплять в отраслевых соглашениях, заключаемых на федеральном и региональном уровнях социального партнёрства.
В отраслевых соглашениях и коллективных договорах образовательных организаций для педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий, но имеющих перечисленные заслуги, а также учёную степень по профилю деятельности, могут предусматриваться размеры ставок заработной платы, должностных окладов, соответствующие размерам ставок (окладов), установленных для лиц, имеющих квалификационные категории.
Кроме того, системы оплаты труда могут предусматривать для педагогических работников, перечисленных в абзаце третьем данного ответа, выплаты стимулирующего характера.
Отсутствие у педагогических работников высшего образования либо не
соответствие их среднего профессионального образования или высшего образования направлению подготовки, предусмотренному квалификационными характеристиками по должностям работников образования, само по себе не является основанием для отказа в прохождении ими аттестации в целях установления высшей квалификационной категории, а тем более в приёме от них заявления о прохождении аттестации. Не может быть по этим же причинам отказано в установлении высшей квалификационной категории, если профессиональная деятельность педагогического работника соответствует результатам работы, предусмотренным пунктом 37 Порядка аттестации.
При этом в соответствии с пунктом 38 Порядка аттестации оценка профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории на основе результатов их работы, предусмотренных пунктом 37 Порядка аттестации, осуществляется при условии, что их деятельность связана с соответствующими направлениями работы.
Порядком аттестации не предусматривается установление для педагогических работников сроков подачи ими заявлений, а также периодов в течение года, когда от педагогических работников принимаются заявления, и проводится их аттестация.
Пунктом 32 Порядка аттестации установлено, что при рассмотрении заявления определяется конкретный срок проведения аттестации для каждого педагогического работника с учётом срока действия ранее установленной ему квалификационной категории.
Уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации не вправе ограничивать сроки подачи педагогическими работниками заявлений о прохождении аттестации и периоды проведения аттестации в течение календарного года.
Педагогический работник вправе обратиться в аттестационную комиссию в любое время.
Вместе с тем, если педагогический работник желает, чтобы аттестационной комиссией рассмотрение его заявления и определение периода прохождения аттестации осуществлялось с учётом срока действия имеющейся у него квалификационной категории, то заявление целесообразно подавать заблаговременно, как правило, не менее чем за 3 месяца до истечения срока действия имеющейся квалификационной категории. Это время будет использовано для рассмотрения заявления (30 календарных дней), а также для проведения аттестации, продолжительность которой для каждого педагогического работника не должна превышать 60 календарных дней.
В соответствии с пунктом 24 Порядка аттестации аттестация в целях установления квалификационной категории проводится по желанию педагогического работника. Согласия руководителя организации (либо согласования заявлений с руководителем организации) для прохождения педагогическим работником аттестации в целях установления квалификационной категории не требуется, поскольку в соответствии с пунктом 27 Порядка аттестации педагогический работник самостоятельно обращается в аттестационную комиссию с заявлением.
Воспрепятствовать подаче заявления педагогическим работником в аттестационную комиссию руководитель организации не вправе.
Согласно пункту 27 Порядка аттестации, аттестация педагогических работников проводится на основании их заявлений, подаваемых непосредственно в аттестационную комиссию, которые рассматриваются аттестационными комиссиями в срок не более 30 календарных дней со дня их получения. Рассмотрение в течение указанного срока каких-либо иных сведений и материалов Порядок аттестации не предусматривает, из чего следует, что их представление одновременно с заявлением или в период, предшествующий началу аттестации, не требуется.
Порядок аттестации не ограничивает для педагогических работников количество должностей, указываемых в одном заявлении, по которым он желает пройти аттестацию в целях установления квалификационных категорий.
Вместе с тем, если аттестация педагогических работников, по должностям, по которым имеется желание пройти аттестацию, осуществляется различными аттестационными комиссиями, то и заявления должны подаваться в соответствующие аттестационные комиссии.
Порядок аттестации не предусматривает оснований для отказа в приёме от педагогических работников заявлений для прохождения аттестации в целях установления квалификационной категории.
После рассмотрения заявлений педагогических работников в соответствии с Порядком аттестации педагогическим работникам может быть отказано в прохождении аттестации для установления квалификационной категории по следующим основаниям:
Не может быть отказано в прохождении аттестации педагогического работника по причине:
В соответствии с пунктом 35 Порядка аттестации педагогический работник имеет право лично присутствовать при его аттестации на заседании аттестационной комиссии. При этом обязанность педагогического работника уведомлять аттестационную комиссию о своём присутствии Порядком аттестации не предусматривается.
Нет, не может, поскольку необходимость дополнительного профессионального образования работников для собственных нужд в соответствии со статьёй 196 ТК РФ определяется работодателем с учётом положений, предусмотренных статьями 187 и 197 ТК РФ. Формы дополнительного профессионального образования работников определяются также работодателем с учётом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьёй 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.
Установление квалификационных категорий педагогическим работникам осуществляется по основаниям, предусмотренным пунктами 36 и 37 Порядка аттестации, в число которых не входит обязательность получения педагогическим работником дополнительного профессионального образования (по программам повышения квалификации).
Для всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников привлекаются соответствующие специалисты на условиях, определяемых при формировании аттестационных комиссий соответствующими уполномоченными органами государственной власти.
Оценка профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории на основе результатов их работы, представленных привлечёнными специалистами, осуществляется аттестационными комиссиями.
Поскольку в соответствии с пунктом 45 Порядка аттестации педагогический работник имеет право обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации результаты его аттестации, проведённой в целях установления квалификационной категории (первой или высшей), протокол заседания аттестационной комиссии должен содержать информацию о причинах отказа в установлении квалификационной категории.
Согласно пункту 3.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утверждённой постановлением Минтруда России от 10 октября 2003г. №69 «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек» (зарегистрировано в Минюсте России 11 ноября 2003г., регистрационный №5219), если работнику в период работы присваивается новый разряд (класс, категория и т.п.), об этом в установленном порядке производится соответствующая запись.
Следовательно, сведения о результатах аттестации, проведённой на основании заявления педагогического работника для установления ему первой или высшей квалификационной категории, должны быть внесены в трудовую книжку.
Например: учителю информатики (преподавателю) присвоена высшая квалификационная категория. В этом случае в трудовой книжке в графе 1 раздела «Сведения о работе» ставится порядковый номер записи, в графе 2 указывается дата принятия решения аттестационной комиссии, в графе 3 делается запись «Установлена высшая квалификационная категория по должности «учитель» («преподаватель»)» без указания преподаваемого предмета, в графу 4 вносятся дата и номер распорядительного акта федерального органа исполнительной власти, государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования.
Порядком аттестации не запрещается давать педагогическим работникам рекомендации, в том числе о необходимости повышения квалификации или получения профильного образования.
Указанные рекомендации могут отражаться в протоколе аттестационной комиссии.
Порядок аттестации не предусматривает, способов уведомления педагогического работника, не присутствовавшего лично при его аттестации, об отказе в установлении квалификационной категории. Вместе с тем, учитывая, что принятое аттестационной комиссией решение может быть обжаловано в соответствии с законодательством Российской Федерации, педагогический работник имеет право получить выписку из протокола аттестационной комиссии.
Направление педагогическому работнику выписки из протокола в таком случае должно осуществляться аттестационной комиссией в том же порядке, в котором он был уведомлён о сроке и месте проведения аттестации.
В соответствии с пунктом 3 Порядка аттестации одной из задач аттестации является обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников с учётом установленной квалификационной категории и объёма их преподавательской (педагогической) работы.
Право на изменение уровня оплаты труда у педагогических работников, которым установлена квалификационная категория, возникает со дня вынесения решения аттестационной комиссией.
Порядок аттестации не устанавливает ограничений по срокам подачи заявления о проведении аттестации на первую квалификационную категорию, в том числе в случае отказа в установлении высшей квалификационной категории.
Порядком аттестации не предусматривается оформление аттестационных листов.
На основании решений аттестационных комиссий о результатах аттестации педагогических работников соответствующие федеральные органы государственной власти или уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации издают распорядительные акты об установлении педагогическим работникам первой или высшей квалификационной категории со дня вынесения решения аттестационной комиссией, которые размещаются на официальных сайтах указанных органов в сети «Интернет».
На основании распорядительных актов уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации работодатели вносят в трудовые книжки педагогических работников соответствующие записи об установленной квалификационной категории (смотри ответ на вопрос №50), изменяют размер оплаты труда, вносят изменения в трудовые договоры с работником путём заключения дополнительного соглашения к трудовому договору.
При трудоустройстве в другую образовательную организацию, при переезде в другой населённый пункт, другой субъект Российской Федерации наличие квалификационной категории, а также срок её действия подтверждается записью в трудовой книжке педагогического работника.
По требованию педагогического работника ему может быть выдана выписка из протокола заседания аттестационной комиссии.
Аттестация в целях установления квалификационной категории в соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также пунктом 24 Порядка аттестации проводится по желанию педагогических работников.
В соответствии с пунктом 29 Порядка аттестации педагогические работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребёнком, имеют право подавать заявление в аттестационную комиссию для проведения аттестации в целях установления квалификационной категории. При этом Порядок аттестации не предусматривает к таким педагогическим работникам требований проработать перед аттестацией в целях установления квалификационной категории не менее 2 лет.
Оценка профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории может осуществляется на основе результатов их работы до ухода в указанный отпуск, представленных в аттестационную комиссию специалистами, привлечёнными для всестороннего анализа их профессиональной деятельности.
Сроки действия квалификационных категорий, в том числе для женщин, находящихся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребёнком, в соответствии с пунктом 24 Порядка аттестации продлению не подлежат.
Вместе с тем, в целях социальной защиты педагогических работников, приступивших к работе после нахождения в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет, соглашения на всех уровнях социального партнёрства, а также коллективные договора организаций могут содержать положения, предусматривающие на определённый период (к примеру, на 1 год) сохранение уровня оплаты труда по имевшейся ранее квалификационной категории.
Согласно подразделу 2 раздела I номенклатуры должностей, «учитель» и «преподаватель» являются разными должностями.
Следовательно, аттестация педагогического работника по должности «преподаватель» не предполагает установления квалификационной категории по должности «учитель».
На основании пункта 28 Порядка аттестации в заявлении о проведении аттестации педагогические работники указывают квалификационные категории и должности, по которым они желают пройти аттестацию.
Таким образом, педагогический работник имеет право пройти аттестацию в целях установления квалификационной категории как по должности «учитель», так и по должности «преподаватель».
Необходимость в прохождении аттестации по двум указанным должностям («учитель» и «преподаватель») возникает лишь в случае, если педагогический работник одновременно осуществляет педагогическую деятельность в двух разных типах организаций (причём в одном из них педагогическая работа оформляется как совместительство). Так, в должности «преподаватель» преподавательская работа осуществляется в организации, реализующей образовательные программы среднего профессионального образования, а в должности «учитель» - в организации, реализующей общеобразовательные программы.
Согласно Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), утверждённому постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994г. №367 (с изменениями и дополнениями), должности служащих с наименованием «старший» являются производными должностями от одноименных должностей специалистов, что подтверждается наличием общей квалификационной характеристики по таким должностям педагогических работников, как «воспитатель» (включая старшего), «педагог дополнительного образования» (включая старшего), «тренер-преподаватель» (включая старшего), «методист» (включая старшего), «инструктор-методист» (включая старшего).
Согласно пункту 8 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования должностное наименование «старший» применяется при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчинёнными ему исполнителями. Должность «старшего» может устанавливаться также при отсутствии исполнителей в непосредственном подчинении работника, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы.
Таким образом, квалификационная категория, установленная по перечисленным должностям, учитывается независимо от того, по какой конкретно должности она присвоена.
Если педагогический работник состоит в трудовых отношениях с организацией, осуществляющей наряду с основной деятельностью образовательную деятельность на основании лицензии, то их аттестация осуществляется в соответствии с Порядком проведения аттестации:
Согласно части 19 статьи 2, частям 20 и 21 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», педагогический работник - это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. Организациями, осуществляющими образовательную деятельность, являются образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение, а организацией, осуществляющей обучение, - юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.
Таким образом, при отсутствии лицензии на образовательную деятельность организация не может быть признана организацией, осуществляющей обучение, а, следовательно, её работники не являются педагогическими работниками, к которым применяется Порядок аттестации.
В то же время, если основанием для расторжения трудового договора по инициативе работодателя с работниками организаций, не имеющих лицензии, является пункт 3 части первой статьи 81 ТК РФ (несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтверждённой результатами аттестации), то порядок её проведения может быть установлен локальным нормативным актом организации, принимаемым с учётом мнения представительного органа работников (часть вторая статьи 81 ТКРФ).
Дата и время подписания: 01.09.2023 11:05:27.
ФИО и должность лица, подписавшего документ: СОВЕТОВА ТАТЬЯНА АЛЕКСЕЕВНА, ДИРЕКТОР.
Сформированный УПК: 1b0a35b5dd7e10565f5b4f459e5f9eae1df265ed0b8f7c00f953b1c41b9f0dba
Проверить подпись можно скачав исходный подписанный документ и файл подписи, загрузив их на бесплатный сервис проверки ЭП Контур.Крипто.
Дата и время подписания: 07.05.2021 15:23:38.
ФИО и должность лица, подписавшего документ: Советова Татьяна Алексеевна, Директор.
Сформированный УПК: d2b8b9abbbfd6596437446d3505901ffa09695cc7ea8a726d9c0f62c706bf055
Проверить подпись можно скачав исходный подписанный документ и файл подписи, загрузив их на бесплатный сервис проверки ЭП Контур.Крипто.
Дата и время подписания: 07.05.2021 15:23:38.
ФИО и должность лица, подписавшего документ: Советова Татьяна Алексеевна, Директор.
Сформированный УПК: 432dc00eeb4abe3cd291d20fd8b6bef92ff7164e0f1f4fad6b3c71adafd26640
Проверить подпись можно скачав исходный подписанный документ и файл подписи, загрузив их на бесплатный сервис проверки ЭП Контур.Крипто.
Информационные ресурсы
Министерство образования Тульской области Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Тульской области «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области» (ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО») Информационный портал 273-фз.рф© ГПОУ ТО «Донской политехнический колледж», 2011 - 2024. При использовании материалов сайта ссылка на politehdon.ru обязательна.