Практико-ориентированное обучение
Практико-ориентированное обучение — это освоение студентами образовательной программы в условиях, максимально приближенным к реальной профессиональной деятельности, формирование у них необходимых компетенций с помощью выполнения реальных практических задач в учебное время.
Цель практико-ориентированного обучения - подготовка будущих специалистов к конкретной трудовой деятельности, основанной на использовании полученных ими практических умений и знаний из различных областей науки и практики.
Практическая подготовка студентов
Практическая подготовка является обязательной формой организации образовательной деятельности при освоении студентом образовательной программы СПО.
Практика – вид учебной деятельности, направленный на формирование и развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Виды практики: учебная практика, производственная практика.
Учебная практика – закрепление и углубление теоретических знаний, полученных студентами при изучении дисциплин, приобретение и развитие необходимых практических умений и навыков.
Производственная практика – углубление первоначального профессионального опыта, полученного студентом в ходе учебной практики, и дальнейшее формирование общих и профессиональных компетенций в рамках будущей профессии. Производственная практика включает в себя следующие этапы: практика по профилю специальности и преддипломная практика.
Во время прохождения производственной практики за студентом закрепляется наставник на производстве. Он помогает студенту ориентироваться в рабочем процессе, усвоить практические аспекты профессии, обучает навыкам, которые пригодятся в дальнейшей карьере.
Преддипломная практика – это завершающий этап обучения студентов по программе подготовки специалистов среднего звена, во время которого им предоставляется возможность продемонстрировать работодателю уровень владения профессиональными компетенциями и использовать полученные результаты в работе над дипломным проектом. Отличительная особенность этого вида практики – её тесная связь с будущей специализацией студента. Главная задача – применить накопленные знания на практике, получить профессиональный опыт и научиться решать реальные рабочие задачи.
Готовиться к преддипломной практике нужно основательно, и один из первых шагов — это выбор места практики. Оно должно соответствовать образовательным целям и профессиональным интересам студента. Таким образом, преддипломная практика играет ключевую роль в формировании профессионального пути молодого специалиста.
Организация практики
Учебная практика может проводиться в учебных, в учебно-производственных мастерских, лабораториях, учебных базах практики и иных структурных подразделениях образовательной организации либо в организациях в специально оборудованных помещениях на основе договоров между организацией, осуществляющей деятельность по образовательной программе соответствующего профиля (далее – организация), и ПОО. Учебная практика проводится мастерами производственного обучения и (или) преподавателями учебных дисциплин и междисциплинарных курсов профессионального цикла.
Производственная практика проводится в профильных организациях (предприятиях) на основе договоров, заключаемых между колледжем и предприятием. В период прохождения производственной практики студенты могут зачисляться на вакантные должности. Практика для студента может быть оплачиваемой и не оплачиваемой.
Студенты, совмещающие обучение с трудовой деятельностью, могут проходить учебную и производственную практики в организации по месту работы, в случаях, если осуществляемая ими профессиональная деятельность соответствует получаемой специальности/профессии.
При совмещении обучения с трудовой деятельностью возможно заключение договоров о дуальном обучении.
При прохождении практической подготовки предприятие издает приказ о приеме на практику студента, в котором указывают ее срок, а также закреплении за ним наставника.
Результаты прохождения практики предоставляются в колледж в форме аттестационного листа и учитываются при прохождении промежуточной и государственной итоговой аттестаций.
Практическая подготовка учитывает запросы работодателей и обеспечивает конкурентоспособность специалистов. В итоге выпускники получают знания, которые им понадобятся, а работодатели – готовые квалифицированные кадры.
Важно помнить, что практика – это обязательная часть образовательной программы, а в случае невыполнения студентом обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана образовательная организация вправе отчислить студента, руководствуясь п.2 ст.61 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Следовательно, студент, не прошедший практику, не допускается к государственной итоговой аттестации (не сможет получить диплом).
Организация дуального обучения
Дуальная система обучения — это вид обучения, при котором теоретические знания студент получает в образовательном учреждении, а практические навыки — в организации (предприятии) на рабочем месте.
Взаимосвязь предприятий и образовательных организаций была актуальна ещё в советское время, существовало шефство производственных предприятий над организациями в сфере образования, а также система наставничества на производстве, которая помогала молодым специалистам быстро адаптироваться.
Со временем подходы к подготовке рабочих кадров изменились, но с 2016 года в процессе реализации программы дуального обучения были разработаны требования к квалификации выпускников, усовершенствованы образовательные программы, обучены педагоги и разработаны необходимые документы.
В настоящее время, чтобы реализовать дуальные процессы обучения на практике, предприятие, которому нужны специалисты, заключает договор с образовательной организацией. Также заключается договор между студентом и работодателем и трёхсторонний договор между студентом, работодателем и образовательной организацией. В договорах прописываются обязанности всех сторон и финансовые условия.
Отбор студентов для заключения договора о дуальном обучении проходит во время прохождения производственной практики по ходатайству предприятия. Одним из критериев отбора является успешное обучение студента (успеваемость «хорошо» и «отлично») по итогам прохождения промежуточной аттестации. Приоритет дуального обучения заключается в том, чтобы выпускник обладал всеми необходимыми общими и профессиональными компетенциями для качественной и успешной работы.
Организация целевого обучения
Целевое обучение — это получение среднего профессионального образования по договору с заказчиком.
Заказчик обязуется трудоустроить выпускника, а в ходе прохождения обучения платит стипендию или как-то иначе поощряет студента — например, возмещает расходы на транспорт, общежитие или дополнительные курсы. Студент должен освоить указанную в договоре образовательную программу и после выпуска не менее 3 лет трудиться в интересах заказчика.
В ГПОУ ТО «ДПК» целевое обучение осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 14 апреля 2024 года № 124-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2024 г. N 555 «О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования».
Ключевой особенностью является необходимость размещения Заказчиком целевого обучения на Единой цифровой платформе «Работа в России» предложения о заключении договоров о целевом обучении граждан. Для студентов среднего профессионального образования в сроки, самостоятельно определяемые Заказчиками.
Заключение целевого договора об обучении позволяет соблюсти баланс взаимной ответственности каждой стороны договора, а также гарантировать рабочие места для граждан.
Методические рекомендации родителям (законным представителям) по безопасности поведения детей в каникулярный период
Уважаемые родители!
С началом летних каникул у ваших детей увеличивается количество свободного времени, которое они часто проводят без должного контроля со стороны взрослых, что может привести к угрозе жизни и здоровья, совершению правонарушений.
Чтобы подростки хорошо отдохнули, поправили здоровье, не совершили противоправных действий, родителям (законным представителям) рекомендуется:
- провести с детьми индивидуальные беседы, объяснив важные правила, соблюдение которых поможет сохранить жизнь;
- решить проблему свободного времени ребенка: помните, что в ночное время (с 23:00 до 6:00 часов в летнее время) подросткам до 16 лет законодательно запрещено появляться на улице без сопровождения взрослых;
- постоянно быть в курсе, где и с кем ваш ребенок, контролируйте место его пребывания;
- убедить детей, что вне зависимости от того, что произошло, вы должны знать о происшествии; объяснить, что некоторые факты никогда нельзя скрывать, даже если они обещали хранить их в секрете;
- объяснить, что нужно купаться только в отведенных для купания местах;
- не забывать, что детям, не достигшим 14 лет, запрещено управлять велосипедом на автомагистралях и приравненных к ним дорогам, а детям, не достигшим 16 лет, скутером (мопедом);
- обратить внимание на возможные случаи возникновения пожаров из-за неосторожного обращения с огнем: непотушенные костры; не затушенные окурки, поджог травы;
- регулярно напоминать детям о правилах поведения.
Сохранение жизни и здоровья подростков – главная обязанность взрослых.
Сделайте все, чтобы каникулы ваших детей прошли благополучно, отдых не был омрачен!
ПОМНИТЕ! Ответственность за жизнь и безопасность детей во время летних каникул несут родители!
Запомните!
Во избежание несчастных случаев мы должны принять все необходимые усилия, чтобы сохранить жизнь и здоровье наших детей.
Обязательно расскажите ребенку о телефонах экстренных служб, позвонив по которым он, попав в сложную ситуацию, будет сориентирован специалистом службы спасения о дальнейших правильных действиях.
Несовершеннолетние, не достигшие 16-летнего возраста, не могут находиться в общественных местах без сопровождения взрослых с 23.00 до 6.00 часов. В противном случае подросток будет доставлен в отдел полиции, откуда родители смогут забрать его под расписку, при этом они будут привлечены к административной ответственности. На родителей может быть наложен штраф. В качестве профилактической меры подростка, систематически появляющегося в ночное время без присмотра родителей, поставят на контроль сотрудников ПДН.
Все эти меры предусмотрены для того, чтобы обезопасить подростков. Не все родители относятся к «комендантскому часу» с пониманием, начинают уверять, что ничего плохого с ребенком не случится. Однако статистика свидетельствует об обратном: кража денег, мобильных телефон, нанесение побоев, ДТП, отравление алкоголем – это лишь часть из того перечня, что может случиться с подростком в ночное время суток, оставшегося на улице. Дети входят в особую зону риска, не способную постоять за себя.
Именно родители должны планировать, чем занять ребенка летом. Бесконтрольность детей во время каникул и безответственное отношение родителей к своим обязанностям приводят и к жертвам на дорогах. Призываем родителей не покупать детям мопеды и скутеры до тех пор, пока у них не будет навыков вождения и водительского удостоверения, без которого выезд на проезжую часть запрещен.
Памятка для родителей о безопасности детей в каникулярный период
- Формируйте у подростков навыки обеспечения личной безопасности.
- Проведите с ними индивидуальные беседы, объяснив важные правила, соблюдение которых поможет сохранить жизнь и здоровье.
- Решите проблему свободного времени подростков.
- Постоянно будьте в курсе, где и с кем ваш ребенок, контролируйте его место пребывания.
- Не разрешайте разговаривать с незнакомыми людьми.
- Объясните подростку, что он имеет полное право сказать «нет» всегда и кому угодно, если этот «кто-то» пытается причинить ему вред.
- Объясните подростку, что ни при каких обстоятельствах нельзя садиться в машину с незнакомыми людьми.
- Убедите подростка, что вне зависимости от того, что произошло, вы должны знать о происшествии, ни в коем случае не сердитесь, всегда примите его сторону. Объясните, что некоторые факты никогда нельзя держать в тайне, даже если они обещали хранить их в секрете.
- Обязательно объясните подростку, что они не должны купаться в одиночку, а также нырять в незнакомом месте.
- Чтобы не стать жертвой или виновником дорожно-транспортного происшествия, научите их быть предельно внимательными на дороге и в общественном транспорте.
- Объясните подростку, что он должен проявлять осторожность и соблюдать все требования безопасности, находясь на спортивных площадках.
- Обратите внимание подростков на наиболее распространенные случаи пожаров из-за неосторожного обращения с огнем: непотушенные угли, шлак, зола, костры; не затушенные окурки, спички; сжигание мусора на опушках леса; поджог травы, короткое замыкание, эксплуатация электротехнических устройств, бытовых приборов, печей.
Помните! Поздним вечером и ночью (с 23:00 до 6:00 часов в летний период) детям и подросткам законодательно запрещено появляться на улице без сопровождения взрослых.
Очень важно для взрослых – самим правильно вести себя во всех ситуациях, демонстрируя безопасный образ жизни.
Методические рекомендации Центра охраны здоровья
Вакцинация – главное средство защиты от гриппа и ОРВИ!
Грипп занимает особое место в структуре острых респираторных вирусных инфекций. Вирусы гриппа очень изменчивы и часто вызывают эпидемии и пандемии.
Грипп – это тяжелая вирусная инфекция, которая поражает население независимо от возраста, часто сопровождается осложнениями со стороны различных органов и систем организма.
Наиболее эффективным средством защиты от гриппа является вакцинация. Прививки от гриппа проводятся ежегодно вакцинами, актуальными для данного эпидемического сезона, что обусловлено высокой изменчивостью вируса. Варианты вирусов гриппа для разработки сезонной вакцины определяет Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Прививка, сделанная в прошлом году, не может надежно защитить от гриппа в текущем году, так как виды циркулирующих вирусов гриппа постоянно меняются.
Все зарегистрированные в России противогриппозные вакцины безопасны и высокоэффективны.
Кроме того, получить прививку можно, обратившись в медицинское учреждение по месту жительства.
Оптимальным временем проведения прививок против гриппа является период с сентября по ноябрь, т.к. иммунитет формируется примерно в течение 2 недель.
Чем больше людей привились против гриппа, тем больше невосприимчивость к вирусу гриппа в коллективе. Коллективный иммунитет защищает не только привитых, но и остальных лиц, которые имеют противопоказания к вакцинации.
Перед прививкой необходимо пройти врачебное обследование.
Учитывая чрезвычайную актуальность проблемы защиты населения области от сезонного гриппа, каждому жителю региона нужно обязательно привиться от сезонного гриппа.
Грипп и другие острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ)
Грипп и другие острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) находятся на первом месте по числу ежегодно заболевающих людей
Несмотря на постоянные усилия, направленные на борьбу с возбудителями гриппа и других ОРВИ победить их до сих пор не удаётся.
Ежегодно от осложнений гриппа погибают тысячи человек.
Это связано с тем, что вирусы, прежде всего вирусы гриппа обладают способностью менять свою структуру и мутировавший вирус, способен поражать человека вновь. Так, переболевший гриппом человек имеет хороший иммунный барьер, но тем не менее новый изменённый вирус, способен легко проникать через него, так как иммунитета против этого вида вируса организм пока не выработал.
Для кого наиболее опасна встреча с вирусом?
Особо тяжело переносят инфекцию дети и пожилые люди, для этих возрастных групп очень опасны осложнения, которые могут развиться во время заболевания. Дети болеют более тяжело в связи с тем, что их иммунная система ещё не встречалась с данным вирусом, а для пожилых людей, также, как и для людей с хроническими заболеваниями, вирус опасен по причине ослабленной иммунной системы.
Группы риска
- дети,
- люди старше 60 лет,
- люди с хроническими заболеваниями лёгких (бронхиальная астма, хроническая обструктивная болезнь лёгких),
- люди с хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой системы (врождённые пороки сердца, ишемическая болезнь сердца, сердечная недостаточность),
- беременные женщины,
- медицинские работники,
- работники общественного транспорта, предприятий общественного питания.
Каким образом происходит заражение?
Инфекция передаётся от больного человека здоровому через мельчайшие капельки слюны или слизи, которые выделяются во время чихания, кашля разговора. Возможна и контактная передача.
Симптомы
В зависимости от конкретного вида возбудителя симптомы могут значительно различаться, как по степени выраженности, так и по вариантам сочетания.
- повышение температуры,
- озноб, общее недомогание, слабость головная боль, боли в мышцах,
- снижение аппетита, возможны тошнота и рвота,
- конъюнктивит (возможно),
- понос (возможно).
В среднем, болезнь длится около 5 дней. Если температура держится дольше, возможно, возникли осложнения.
Осложнения
- пневмония,
- энцефалит, менингит,
- осложнения беременности, развитие патологии плода,
- обострение хронических заболеваний.
Лечение заболевания проводится под контролем врача, который только после осмотра пациента назначает схему лечения и дает другие рекомендации. Заболевший должен соблюдать постельный режим, полноценно питаться и пить больше жидкости.
Антибиотики
Принимать антибиотики в первые дни заболевания - большая ошибка. Антибиотики не способны справиться с вирусом, кроме того, они неблагоприятно влияют на нормальную микрофлору. Антибиотики назначает только врач, только в случае развития осложнений, вызванных присоединением бактериальной инфекции. Принимать антибактериальные препараты в качестве профилактики развития осложнений – опасно и бесполезно.
Заболевший человек должен оставаться дома и не создавать угрозу заражения окружающих.
Профилактика
Самым эффективным способом профилактики гриппа является ежегодная вакцинация. Состав вакцины против гриппа меняется ежегодно. Прежде всего, вакцинироваться рекомендуется тем, кто входит в группу риска. Оптимальное время для вакцинации октябрь-ноябрь. Вакцинация детей против гриппа возможна, начиная с 6-месячного возраста.
Вакцины против большинства возбудителей острых респираторных вирусных инфекций не разработаны.
Универсальные меры профилактики
- Часто и тщательно мойте руки.
- Избегайте контактов с кашляющими людьми.
- Придерживайтесь здорового образа жизни (сон, здоровая пища, физическая активность).
- Пейте больше жидкости.
- Регулярно проветривайте и увлажняйте воздух в помещении, в котором находитесь.
- Реже бывайте в людных местах.
- Используйте маску, когда находитесь в транспорте или в людных местах.
- Избегайте объятий, поцелуев и рукопожатий при встречах.
- Не трогайте лицо, глаза, нос немытыми руками.
При первых признаках вирусной инфекции – обратитесь к врачу!
Гигиена при гриппе и ОРВИ
Что нужно делать в период активной циркуляции возбудителей гриппа и других возбудителей острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ) для того, чтобы предотвратить собственное заражение и обезопасить окружающих, если заболели вы?
Возбудители всех этих заболеваний высоко заразны и передаются преимущественно воздушно-капельным путем.
При чихании и кашле в воздухе вокруг больного человека распространяются микрокапли его слюны, мокроты и респираторных выделений, которые содержат вирусы. Более крупные капли оседают на окружающих предметах, и поверхностях, мелкие -долго находятся в воздухе и переносятся на расстояния до нескольких сот метров, при этом вирусы сохраняют способность к заражению от нескольких часов до нескольких дней. Основные меры гигиенической профилактики направлены на предотвращение контакта здоровых людей с содержащими вирусы частицами выделений больного человека.
Соблюдение следующих гигиенических правил позволит существенно снизить риск заражения или дальнейшего распространения гриппа и ОРВИ.
Как не заразиться
- Мыть руки после посещения любых общественных мест, транспорта, прикосновений к дверным ручкам, деньгам, оргтехнике общественного пользования на рабочем месте, перед едой и приготовлением пищи. Уделите особое внимание тщательному намыливанию (не менее 20 секунд), и последующему полному осушению рук.
- После возвращения с улицы домой – вымыть руки и лицо с мылом, промыть нос изотоническим раствором соли.
- Прикасаться к лицу, глазам-только недавно вымытыми руками. При отсутствии доступа к воде и мылу, для очистки рук использовать дезинфицирующие средства на спиртовой основе. Или воспользоваться одноразовой салфеткой, при необходимости прикосновения к глазам или носу.
- Надевать одноразовую медицинскую маску в людных местах и транспорте. Менять маску на новую надо каждые 2-3 часа, повторно использовать маску нельзя.
- Отдавать предпочтение гладким прическам, когда вы находитесь в местах скопления людей, распущенные волосы, часто контактируя с лицом, увеличивают риск инфицирования.
- Избегать близких контактов и пребывания в одном помещении с людьми, имеющими видимые признаки ОРВИ (кашель, чихание, выделения из носа).
- Не прикасаться голыми руками к дверным ручкам, перилам, другим предметам и поверхностям в общественных пространствах.
- Ограничить приветственные рукопожатия, поцелуи и объятия.
- Чаще проветривать помещения.
- Не пользоваться общими полотенцами.
Как не заразить окружающих
- Минимизировать контакты со здоровыми людьми (приветственные рукопожатия, поцелуи).
- Если вы испытываете недомогание, но вынуждены общаться с другими людьми или пользоваться общественным транспортом – использовать одноразовую маску, обязательно меняя ее на новую каждый час.
- При кашле или чихании обязательно прикрывать рот, по возможности - одноразовым платком, если его нет - ладонями или локтевым сгибом.
- Пользоваться только личной или одноразовой посудой.
- Изолировать от домочадцев свои предметы личной гигиены: зубную щетку, мочалку, полотенца.
- Проводить влажную уборку дома ежедневно, включая обработку дверных ручек, выключателей, панелей управления оргтехникой.
Грипп, ОРВИ – поможет маска!
В период активной циркуляции возбудителей гриппа и других возбудителей острых респираторных вирусных инфекций напоминаем о целесообразности использования одноразовой медицинской маски в качестве эффективной меры профилактики заражения и ограничения распространения инфекции.
Эти вирусы передаются от человека к человеку преимущественно воздушно-капельным путём, через микрокапли респираторных выделений, которые образуются, когда инфицированные люди говорят, чихают или кашляют.
С воздухом эти капли могут попасть на поверхность слизистой оболочки верхних дыхательных путей здоровых людей, которые находятся рядом с заражённым человеком.
Заражение может происходить и в результате непосредственного или косвенного контакта здорового человека с респираторными выделениями инфицированного.
Использование одноразовой медицинской маски предотвращает попадание в организм здорового человека капель респираторных выделений, которые могут содержать вирусы, через нос и рот.
- Надевайте маску, когда ухаживаете за членом семьи с симптомами вирусного респираторного заболевания.
- Если вы больны, или у вас симптомы вирусного респираторного заболевания, наденьте маску перед тем, как приближаться к другим людям.
- Если у вас симптомы вирусного респираторного заболевания и вам необходимо обратиться к врачу, заблаговременно наденьте маску, чтобы защитить окружающих в зоне ожидания.
- Носите маску, когда находитесь в людных местах.
- Используйте маску однократно, повторное использование маски недопустимо.
- Меняйте маску каждые 2-3 часа или чаще.
- Если маска увлажнилась, её следует заменить на новую.
- После использования маски, выбросьте её и вымойте руки.
Одноразовая медицинская маска, при правильном использовании – надёжный и эффективный метод снижения риска заражения и предотвращения распространения гриппа и других возбудителей ОРВИ.
О правилах защиты от гриппа и ОРВИ
Правило 1. Часто мойте руки с мылом
Гигиена рук - это важная мера профилактики распространения ОРВИ, гриппа и инфекций. Мытье с мылом удаляет вирусы. Если нет возможности помыть руки с мылом, пользуйтесь дезинфицирующими средствами с противовирусным действием (спреями, гелями, салфетками).
Правило 2. Соблюдайте этикет
Вирусы передаются от больного человека к здоровому воздушно-капельным путем, чаще всего при чихании, кашле, разговоре, поэтому рекомендуется находится на некотором расстоянии друг от друга.
Избегайте трогать руками глаза, нос или рот. Через них возбудители попадают с рук в организм человека. Надевайте защитную маску при риске инфицирования или передачи инфекции другому человеку. При кашле, чихании следует прикрывать рот и нос одноразовыми салфетками, которые после использования нужно выбрасывать. При отсутствии салфетки прикрыть рот и нос допускается областью локтя. При возможности следует отказаться от поездок и посещений мест скопления людей.
Правило 3. Защищайте органы дыхания
Медицинская маска – одно из рекомендуемых доступных средств, препятствующих распространению вирусов.
Как правильно носить маску?
Маски могут иметь разную конструкцию. Они могут быть одноразовыми или могут применяться многократно. Маску можно надеть на лицо любой стороной. Чтобы обезопасить себя от заражения, крайне важно правильно ее носить:
- маска должна тщательно закрепляться, плотно закрывать рот и нос, не оставляя зазоров;
- старайтесь не касаться поверхностей маски при ее снятии, если вы ее коснулись, тщательно вымойте руки с мылом или обработайте спиртовым средством;
- влажную или отсыревшую маску следует сменить на новую, сухую;
- не используйте вторично одноразовую маску;
- использованную одноразовую маску следует немедленно выбросить в отходы.
Правило 4. Ведите здоровый образ жизни
Здоровый образ жизни повышает сопротивляемость организма к инфекции. Соблюдайте здоровый режим дня в соответствии с возрастом и рекомендациями врача. Для работы иммунитета необходим полноценный сон, прогулки или занятия спортом (если нет противопоказаний) на свежем воздухе, потребление пищевых продуктов, богатых белками, витаминами и минеральными веществами.
Правило 5. Что делать в случае заболевания ОРВИ, гриппом?
Оставайтесь дома и обращайтесь к врачу. Строго следуйте предписаниям врача.
Будьте внимательны к своему здоровью! Берегите себя и будьте здоровы!
Памятка: Профилактика гриппа
Эффективным способом профилактики гриппа является вакцинация, которую целесообразно проводить во всех возрастных группах.
Вакцинация способствует формированию устойчивой к гриппу иммунной прослойки населения, благодаря чему происходит снижение числа заболевших и госпитализированных, уменьшение количества тяжелых форм болезни и осложнений.
В связи с высокой изменчивостью вирусов гриппа, ежегодно проводится обновление штаммового состава противогриппозных вакцин в соответствии с рекомендациями Всемирной организации.
Вирусы гриппа постоянно циркулируют среди населения, однако массовый характер грипп приобретает во время сезонного подъема заболеваемости, который обычно приходится на период с декабря по февраль.
Поэтому целесообразно делать прививку против гриппа осенью – в период с сентября по ноябрь.
К неспецифическим мерам профилактики гриппа относят стандартные меры профилактики респираторных инфекций.
Чтобы избежать заражения гриппом, помимо вакцинации:
- Мойте руки с мылом или используйте антисептики для обработки рук после посещения общественных мест.
- Не трогайте грязными руками лицо.
- Используйте маски или респираторы в общественных местах.
- Исключайте контакты с заболевшими любой инфекцией.
- Соблюдайте социальную дистанцию при посещении общественных мест.
- Соблюдайте респираторный этикет: чихайте и кашляйте в салфетку или локтевой сгиб.
- Обращайтесь за медицинской помощью в случае возникновения симптомов респираторной инфекции.
Берегите себя и будьте здоровы!
Методические рекомендации для образовательных организаций по информированию родителей о рисках, связанных с детской смертностью
В период летнего отдыха у детей и подростков значительно увеличивается объем свободного времени. При нахождении несовершеннолетних без присмотра взрослых резко возрастают риски несчастных случаев, приводящих к травмам, увечьям, и даже детской смертности от внешних причин.
В целях профилактики несчастных случаев и детской смертности от внешних причин в образовательных организациях проводится информирование родителей о рисках, связанных с детской смертностью, их причинах, типах и способах предупреждения.
Методические рекомендации рассматривают различные аспекты организации и проведения комплекса мероприятий для образовательных организаций по информированию родителей о рисках, связанных с детской смертностью, и могут быть использованы для организации работы с родителями и детьми.
Памятка для взрослых по профилактике выпадения детей из окон
Чтобы избежать несчастного случая, связанного с выпадением ребёнка из окна, необходимо придерживаться следующих правил:
- Открывая окна в квартире и проветривая помещение, убедитесь, что ребёнок при этом находится под присмотром.
- Во время проветривания открывайте фрамуги и форточки. Если Вы все же открываете окно, то не открывайте его больше чем на 10 см, для этой цели поставьте ограничители.
- Если у вас нет возможности прямо сейчас установить ограничители, вы легко можете просто открутить отвёрткой болты, крепящие рукоятки, и убрать их повыше, использовать рукоятки по мере необходимости, сразу вынимая после использования.
- Если вы устанавливаете решётку на весь размер окна, должен быть способ быстро открыть её в случае пожара! При любом типе решёток просвет между прутьями не должен быть более половины поперечного размера головы ребёнка (не более 10 см), чтобы он не смог просунуть голову между прутьями.
- Не разрешайте ребёнку выходить на балкон без сопровождения взрослых.
- Не позволяйте детям прыгать на кровати или другой мебели, расположенной вблизи окон.
- Никогда не оставляйте спящего ребёнка одного в квартире.
- Отодвиньте всю мебель, включая кровати, от окон. Это поможет предотвратить случайное попадание ребёнка на подоконник.
- Не показывайте ребёнку, как открывается окно. Чем позднее он научится открывать окно самостоятельно, тем более безопасным будет его пребывание в квартире.
- Если вы что-то показываете ребёнку из окна – всегда крепко фиксируйте его, будьте готовы к резким движениям малыша, не держите ребёнка за одежду.
- Не учите ребёнка подставлять под ноги стул или иное приспособление, чтобы выглянуть в окно или заглянуть на улицу с балкона. Впоследствии, действуя подобным образом, он может слишком сильно высунуться наружу и выпасть из окна (с балкона).
- Большую опасность представляют москитные сетки: ребёнок видит некое препятствие впереди, уверенно опирается на него, и может выпасть вместе с сеткой, которая не рассчитана на вес даже самого крохотного малыша. Запомните, москитные сетки не предназначены для защиты от падений!
- Тщательно подбирайте аксессуары на окна для детской комнаты. Средства солнцезащиты, такие как жалюзи и рулонные шторы, должные быть без свисающих шнуров и цепочек. Ребёнок может в них запутаться.
- Если ребёнок 5-7 лет боится оставаться в квартире один, не оставляйте его даже на короткое время. Зачастую, чувствуя страх, дети выглядывают в окно или с балкона, надеясь увидеть родителей, что может повлечь их выпадение.
- Учите детей безопасному поведению.
Берегите своих детей!
Рекомендации по предупреждению несчастных случаев
Для предупреждения несчастных случаев необходимо помнить о причинах, приводящих к ним, а также действиях, обеспечивающих их предупреждение, предотвращение.
Ожоги
Ожоги могут быть вызваны соприкосновением с горячими поверхностями, горючими веществами, при нахождении вблизи открытого огня, а также в результате длительного пребывания на солнце (такие ожоги могут сопровождаться солнечным или тепловым ударом).
Для предупреждения ожогов
- ограничьте доступ детей к открытому огню, явлениям и веществам, которые могут вызвать ожоги;
- запретите детям разводить костры и находиться вблизи открытого огня без присмотра взрослых.
Для профилактики солнечных ожогов и ударов необходимо:
- защищать в солнечную жаркую погоду голову светлым (светлое лучше отражает солнечный свет), легким, легко проветриваемым головным убором желательно из натурального хлопка, льна;
- защищать глаза темными очками, при этом очки должны быть с фильтрами, полностью блокирующими солнечные лучи диапазона А, В;
- избегать пребывания на открытых пространствах, где прямые солнечные лучи. Солнце самое активное и опасное в период с 12 до 16 часов;
- нанести на кожу ребенка солнцезащитный крем (не менее 25-30 единиц) за 20-30 минут до выхода на улицу;
- находиться на солнце (если ребенок загорает в первый раз) можно не более 5-6 минут и 8-10 минут после образования загара;
- принимать солнечные ванны не чаще 2-3 раз в день с перерывами, во время которых ребенок должен быть в тени;
- избегать воздействия прямых лучей солнца на непокрытое тело, а особенно голову. С этой целью необходимо прикрываться зонтом, чередовать купание и отдых, не засыпать на солнце, не совершать продолжительных экскурсий в жару, больше пить;
- не находиться долгое время на солнце (даже если под зонтом). Продолжительность солнечных ванн изначально не должна быть дольше 15-20 минут, впоследствии можно постепенно увеличить время, но не дольше двух часов с обязательными перерывами нахождения в тени и прохладе;
- загорать лучше не лежа, а в движении, а также принимать солнечные ванны в утренние часы и вечерние;
- приучать ребенка поддерживать в организме водный баланс: находясь на отдыхе, на море пить не меньше 2-3-х литров в день;
- протирать время от времени лицо мокрым, прохладным платком, чаще умываться и принимать прохладный душ;
- научить ребёнка при ощущении недомогания незамедлительно обращаться за помощью.
Падение с высоты
Падения с высоты чаще всего связаны с пребыванием детей без присмотра в опасных местах на высоте, с опасными играми на крышах, стройках, чердаках, сараях, деревьях, а также с нарушением правил поведения на аттракционах и качелях.
Для предупреждения падения с высоты необходимо:
- запретить детям играть в опасных местах;
- не оставлять детей без присмотра на высоте;
- объяснить подробно правила пользования аттракционами и качелями, необходимость соблюдения всех правил безопасности, в том числе не вставать во время движения аттракциона или во время раскачивания, не раскачиваться на большую высоту и т.п., а также использования всех страховочных приспособлений;
- обеспечить ребенку безопасность и присмотр при открытых окнах и балконах; объяснить, что москитные сетки не защищают от падений.
Отравление
Отравления чаще всего наступают в результате вдыхания или соприкосновения ребенка с ядовитым веществом, употребления внутрь медикаментов, а также при употреблении в пищу ядовитых грибов, ягод или ядовитых растений.
Для предупреждения отравления необходимо:
- хранить ядовитые вещества и медикаменты в недоступном для детей месте, в специально маркированной посуде;
- давать ребенку лекарственные препараты только по назначению врача и, ни в коем случае, не давать ему лекарства, предназначенные для взрослых или детей другого возраста;
- не употреблять в пищу незнакомые грибы и ягоды. Объяснить ребенку, что пробовать незнакомые грибы, ягоды и другие растения опасно для жизни.
Поражение электрическим током
Поражение электрическим током чаще наступает при нахождении детей в запрещенных местах (стройках, промышленных зонах, заброшенных домах и т.п.).
Для предупреждения поражения электрическим током необходимо:
- запретить детям играть в опасных местах;
- объяснить ребёнку опасность прикосновения к электрическим проводам.
Утопление
Утопления происходят по причине купания в запрещенных местах, ныряния на глубину или неумения ребенка плавать.
Для предупреждения утопления необходимо:
- не оставлять ребёнка без присмотра вблизи водоема;
- разрешать купаться только в специально отведенных для этого местах,
- обеспечить его защитными средствами в том случае, если ребёнок не умеет плавать;
- напоминать ребёнку правила поведения на воде перед каждым посещением водоема.
Роллинговый травматизм
Роллинговый травматизм наступает в результате падений при катании на роликовых коньках. Нередко приводит к тяжелейшим повреждениям опорно-двигательного аппарата и травмам головы, иногда несовместимым с жизнью.
Для предупреждения роллингового травматизма необходимо:
- выбирать правильно роликовые коньки: голенище должно надежно поддерживать голеностопный сустав;
- научить ребенка стоять и перемещаться на роликах. Для этого можно подвести к перилам, поставить между двух стульев. Важно проследить за правильной постановкой голеностопного сустава;
- научить способам торможения. Если не можете этого сделать сами - пригласите опытного роллера;
- приобрести обязательно наколенники, налокотники, напульсники и шлем. Требуйте их использования ребёнком. Это предупредит основные травмы;
- научить ребенка правильно падать: вперед на колени, а затем на руки;
- запретите кататься вблизи проезжей части;
- научить детей избегать высоких скоростей, следить за рельефом дороги, быть внимательным.
Дорожно-транспортный травматизм
Дорожно-транспортный травматизм происходит при несоблюдении правил дорожного движения с участием пешеходов, автомобилей, при езде на велосипеде и мотоцикле.
Для предупреждения дорожно-транспортного травматизма необходимо:
- соблюдать неукоснительно САМИМ правила дорожного движения, а также научить ребёнка их соблюдать;
- научить ребенка правильно переходить проезжую часть (в установленных местах, на разрешенный сигнал светофора, убедившись в отсутствии транспортных средств). Самая опасная машина ‒ стоящая: ребёнок считает, что если опасности не видно, значит, ее нет. Но, выходя из-за такой машины на проезжую часть, 63 ребенка из 100, попавших в дорожное происшествие, попадают под колеса другой машины;
- использовать при перевозке ребенка в автомобиле специальное кресло и ремни безопасности;
- научить ребенка безопасному поведению при езде на мотоцикле и велосипеде. Дети должны обязательно использовать защитные шлемы и другие защитные приспособления.
Серьезный риск представляет нарушение правил поведения на железной дороге.
Для предупреждения дорожно-транспортного травматизма на железной дороге необходимо:
- не оставлять детей без присмотра вблизи железнодорожных путей;
- запрещать детям находиться на железнодорожных узлах, развязках и т.п., кататься на крышах, подножках, переходных площадках вагонов;
- учить детей переходить железнодорожные пути только в специально отведенных местах;
- соблюдать САМИМ и требовать от детей соблюдения правил проезда в железнодорожном транспорте и нахождения на платформах: посадки и высадки пассажиров из вагона, поведения в вагонах.
Родители должны помнить, что соблюдение правил безопасности во всех ситуациях — это средство спасения жизни и здоровья ребенка!
Обучение детей основам профилактики несчастных случаев
С учётом указанных причин работа родителей по предупреждению несчастных случаев должна вестись в следующих направлениях:
- создание безопасной среды пребывания ребенка, обеспечение надзора;
- систематическое обучение детей основам профилактики несчастных случаев.
Создание безопасной среды пребывания ребенка предполагает:
- организацию досуга ребёнка, включение его в интересные и полезные развивающие занятия;
- ограничение опасных условий, обеспечение недоступности для ребенка опасных средств и веществ;
- запрет на пребывание ребёнка в местах, связанных с рисками для жизни и здоровья без присмотра взрослых (стройках, запретных и промышленных зонах, местах интенсивного движения транспорта, открытых водоемах и т.п.);
- обеспечение постоянного надзора за времяпрепровождением и занятиями ребёнка (обеспечение организованного отдыха или присмотра со стороны самих родителей, родственников и т.п., регулярный контакт с ребенком в течение дня с использованием электронных средств связи).
Систематическое обучение детей основам профилактики несчастных случаев включает:
- информирование ребёнка о видах и причинах несчастных случаев, рисках, влекущих за собой травматизм, увечья и смерть, а также об условиях и способах избегания несчастных случаев;
- регулярное инструктирование ребёнка о правилах и мерах безопасного поведения в быту, на улицах, дороге, транспорте, на игровых и спортивных площадках и т.п.;
- обучение ребёнка (особенно подростка) противостоянию подстрекательству к опасному поведению со стороны ровесников или старших товарищей, формирование ответственности за здоровье и жизнь окружающих людей, особенно младших товарищей, которые могут стать жертвой нелепых и опасных рекомендаций подростков, подстрекающих к опасным играм и занятиям;
- обучение ребёнка элементарным мерам первой помощи, и, прежде всего, обеспечение возможности обратиться за помощью к взрослым.
Основные условия проведения успешной профилактической работы с детьми:
- Чтобы избежать несчастных случаев, родители, прежде всего, должны изменить свое собственное отношение к рискам. Несчастные случаи должны перестать считаться роковым злом, которое почти невозможно предупредить. Только при таком условии можно выработать у ребенка навыки осмотрительного поведения.
- Родители сами должны показывать пример безопасного и ответственного поведения.
- Важно не развить у ребенка чувства робости и страха, а, наоборот, внушить ему, что опасности можно избежать, если вести себя правильно!
- Никакой реальной пользы не будет от бесконечных напоминаний «будь осторожен», «делай аккуратно». Необходимо конкретно объяснять, что именно следует делать и что делать нельзя. Следует научить его последовательно выполнять ряд действий, объясняя, почему необходимо делать именно так. Действие, которое взрослыми совершается автоматически, ребенку необходимо объяснить детально.
- Основное внимание взрослых в профилактике обычно бывает направлено на предупреждение дорожно-транспортного травматизма и предупреждение несчастных случаев при выполнении хозяйственных работ. Родителям важно понимать, что несчастные случаи чаще всего происходят во время игр и развлечений. Следует именно им уделять повышенное внимание при инструктировании ребенка.
- Очень важно приучать детей к самообслуживанию, к участию в домашнем труде. Ребята, помогающие родителям, как правило, более аккуратны и внимательны и менее подвержены действию опасных факторов. Приучая ребенка к работе по дому, следует подробно разъяснить ему, почему необходимо выполнять те или иные правила при пользовании ножом, иголкой, электроприборами, механизированными инструментами.
- Иногда бывает полезно рассказать ребенку о несчастных случаях, происшедших с другими детьми. Чтобы этот рассказ ему запомнился и принес реальную пользу воспитанию навыков правильного поведения, необходимо предоставить возможность самому разобраться в причинах несчастья. Ребенок должен понять, как можно было бы в данной ситуации избежать опасности. Именно такой подход убедит его в том, что опасность всегда можно предотвратить.
- Родители не должны равнодушно проходить мимо небезопасных шалостей детей, их долг предотвратить беду, даже если она угрожает чужому ребенку. Если родители совместно с детьми становятся свидетелями опасного и рискового поведения других людей, это должно стать поводом для серьезного обсуждения.
Наиболее распространённые несчастные случаи, приводящие к увечьям и смерти детей, их причины
Медицинские эксперты Всемирной организации здравоохранения пришли к выводу: в настоящее время в большинстве цивилизованных стран дети чаще погибают в результате несчастных случаев, чем от всех болезней, вместе взятых.
Задача родителей – сделать все возможное, чтобы максимально обезопасить своего ребенка от несчастного случая.
Наиболее распространенные несчастные случаи, приводящие к увечьям и смерти детей:
- ожоги;
- падения с высоты;
- утопления;
- отравления;
- поражения электрическим током;
- дорожно-транспортные происшествия, включая происшествия с участием мотоциклистов, велосипедистов, а так же роллинг (катание на роликах).
На основании статистических данных, полученных из баз данных Всемирной организации здравоохранения, можно утверждать, что причинами несчастных случаев в детском возрасте чаще всего является:
- отсутствие должного надзора за детьми всех возрастных групп;
- неосторожное, неправильное поведение ребенка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом.
Возникновению несчастных случаев способствуют и психологические особенности детей: любознательность, большая подвижность, эмоциональность, недостаток жизненного опыта, а отсюда отсутствие чувства опасности.
Причины несчастных случаев с детьми имеют возрастную специфику:
- В возрасте до 4 лет дети чаще подвергаются несчастным случаям, самостоятельно познавая окружающий мир;
- В возрасте от 5 до 10 лет несчастные случаи наступают вследствие шалости, неосторожного поведения ребенка;
- В возрасте от 10 до 14 лет и старше - вследствие борьбы за лидерство. Так, у детей 10-12 лет появляются новые интересы, они становятся более активными, самостоятельными, в играх стараются проявить изобретательность, стремятся утвердиться в среде сверстников;
- Бурная энергия и активность - факторы, способствующие возникновению несчастных случаев у школьников 10-13 лет. Подросток, сознавая свою «нескладность», старается ее скрыть напускной грубостью, бравадой. Начавшаяся интенсивная деятельность желез внутренней секреции сказывается на состоянии нервной системы подростков. Неуравновешенность, вспыльчивость, повышенная возбудимость с недостаточной выдержкой делают их шумными, импульсивными.